Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24Особенности древнерусской литературы
Особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и
распространения.
При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, a
входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. "Все, что служит не
ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности". Эти слова Василия Великого во многом
определяли отношение древнерусского феодального общества к произведениям письменности.
Значение той или иной, рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения,
полезности.
"Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость
бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя
мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, си суть узда вьздержанью...
Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей..." — поучает летописец
1037 года.
Другой особенностью нашей древней литературы является — анонимность, имперсональность ее
произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и
в частности, к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов,
"списателей" книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо
реже) в заглавии произведения. При этом писатель не преминет снабдить свое имя такими оценочными
эпитетами, как "худый", "недостойный", "многогрешный". В большинстве же случаев автор произведения
предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того, или иного "отца
церкви" — Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.
Биографические сведения об известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере
общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературы ХVIII – ХХ вв.
литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических,
философских, эстетических взглядов того, или иного писателя, используя авторские рукописи, прослеживают
историю создания произведений, выявляют творческую индивидуальность писателя, то к памятникам
древнерусской письменности приходится подходить по-иному.
В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности
личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Переписчики
зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не простых копиистов текста. Они изменяли идейную
направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в
соответствии со вкусами, запросами своего времени.
В результате создавались новые редакции памятников.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24