Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  [ 22 ]  23  24  

я. Свои рассуждения он подкреплял цитатами из текста "священного писания". Так, например,
повествуя о предательстве воеводы Блуда, летописец ставит вопрос о верности вассала своему сюзерену.
Осуждая изменника, летописец подкрепляет свои мысли ссылками на царя Давыда, т. е. на Псалтырь: "О злая
лесть человеческа! Якоже Давыд глаголет: Ядый хлеб мой, вьзвеличил есть на мя лесть..."
Довольно часто летописец прибегает к сравнению событий и исторических деятелей с библейскими
событиями и персонажами. Функция библейских сопоставлений и реминисценций в летописи различна. Эти
сопоставления подчеркивают значимость и величие Русской земли, ее князей, они позволяют летописцам
перевести повествование из "временного" исторического плана в "вечный", т. е. они выполняют
художественную функцию символического обобщения. Кроме того, эти сопоставления являются средством
моральной оценки событий, поступков историческими лиц.
Общая характеристика стиля летописи
Таким образом, все вышеизложенное позволяет говорить о наличии в "Повести временных лет"
эпического повествовательного стиля, связанного с устной поэзией, стиля историко-документального, который
преобладает в описании исторических событий, и стиля агиографического, который служит важным средством
утверждения нравственных идеалов князя-правителя, защитника интересов Русской земли и осуждения князей-
крамольников.
Разнородный в жанровом и стилистическом отношении материал объединен в летописи единой
патриотической мыслью, последовательным хронологическим принципом изложения, единой историко-
философской, моральной концепцией. Летописец убежден, что история имеет начало и конец во времени. Ее
поступательное движение к концу — "страшному суду" — направляется волею божества. Однако поведение
человека зависит и от него самого, его волеизъявления, зависит от выбора пути добра или зла. История, по
мнению летописца, и являет собою арену постоянной борьбы добра и зла. Он оценивает деяния князей как с
позиций вечных моральных истин, так и с позиции общественной морали своего времени. Летописец судит
исторических деятелей не столько "божиим судом", сколько судом людским, судом "киян", "мужей смысленных".
Он не только прославляет добрые, но и не утаивает темных деяний. Двойственно, например, в летописи
изображение Владимира Святославича. Он жестоко расправляется с полоцким князем Рогволодом и его
сыновьями, убивает брата Ярополка, выступает в роли гонителя первых христиан, побежден похотью женскою.
Однако после принятия христианства его облик резко меняется: на первый план выдвигаются черты
христианской кротости и смирения, благочестия. Но и здесь сквозь идеализированные представления о князе-
христианине проступают живые человеческие черты: Владимир трусливо прячется под мост, испугавшись
натиска печенегов у Василева, ссорится с сыном Ярославом.
Отнюдь не идеальным правителем предстает и Ярослав: он готовится вступить в борьбу с отцом, жестоко
расправляется с новгородцами, поднявшими восстание против насильников-варягов; проявляет
нерешительность в борьбе со Святополком, в панике готов бежать за море после поражения.


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  [ 22 ]  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz