Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24оцесс
феодального дробления. Созданная в первые десятилетия ХII в., она дошла до нас в составе летописных
сводов более позднего времени. Самые старшие из них — Лаврентьевская летопись — 1377 г., Ипатьевская,
относящаяся к 20-м годам ХV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов ХIV в.
В Лаврентьевской летописи "Повесть временных лет" продолжена северорусской Суздальской
летописью, доведенной до 1305 г., а Ипатьевская летопись, помимо "Повести временных лет", содержит
летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды ХV – ХVI
вв. непременно включали в свой состав "Повесть временных лет", подвергая ее редакционной и
стилистической переработке.
Формирование летописи
Гипотеза А. А. Шахматова
История возникновения русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских
ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако, только А. А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале
нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях
"Повести временных лет". При разработке своей гипотезы А. А. Шахматов блестяще применил сравнительно-
исторический метод филологического изучения текста. Результаты исследования изложены в его работах
"Разыскания о древнейших русских летописных сводах" (Спб., 1908) и "Повесть временных лет", т. 1 (Пг., 1916).
В 1039 г. в Киеве учредили митрополию — самостоятельную церковную организацию. При дворе
митрополита был создан "Древнейший Киевский свод", доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А.
Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в
1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на основе "Древнейшего Киевского свода" в 1050 г.
возникает "Древний Новгородский свод". В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий,
используя "Древнейший Киевский свод", составил "Первый Киево-Печерский свод", куда включил также записи
исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054). На основании "Первого Киево-
Печерского свода" и "Древнего Новгородского свода" 1050 г. создается в 1095 г.
"Второй Киево-Печерский свод", или, как его сначала назвал Шахматов, "Начальный свод". Автор
"Второго Киево-Печерского свода" дополнил свои источники материалами греческого хронографа,
Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. "Второй Киево-Печерский
свод" и послужил основой "Повести временных лет", первая редакция которой была создана в 1113 г. монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция — игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром
в 1116 г. и третья — неизвестным автором — духовником князя Мстислава Владимировича.
Первая редакция "Повести временных лет" Нестора основное внимание в повествовании об исторических
событиях конца ХI – начала ХII в.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24