Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  [ 16 ]  17  18  19  20  21  22  23  24  

скрепляют клятвой — крестоцелованием. Они дают друг другу слово не допускать распрей, усобиц. Такое
решение встречает одобрение народа: "и ради быша людье вси". Однако достигнутое единодушие оказалось
временным и непрочным, и повесть на конкретном, страшном примере ослепления Василька двоюродными
братьями показывает, к чему приводит нарушение князьями взятых на себя обязательств. Мотивировка
завязки сюжета повести традиционная, провиденциалистическая: опечаленный "любовью", согласием князей
дьявол "влезе" в сердце "некоторым мужем"; они говорят "лживые словеса" Давыду о том, что Владимир
Мономах якобы сговорился с Васильком о совместных действиях против Святополка Киевского и Давыда. Что
это за "некоторые мужи" — неизвестно, что в действительности побудило их сообщить свои "лживые словеса"
Давыду — неясно. Затем провиденциалистская мотивировка перерастает в чисто психологическую. Поверив
"мужам", Давыд сеет сомнения в душе Святополка. Последний, "смятеся умом", колеблется, ему не верится в
справедливость этих утверждений. В конце концов, Святополк соглашается с Давыдом в необходимости
захватить Василька. Когда Василько пришел в Выдубицкий монастырь, Святополк посылает к нему гонца с
просьбой задержаться в Киеве до своих именин. Василько отказывается, опасаясь, что в его отсутствие дома
не случилось бы "рати". Явившийся затем к Васильку посланный Давыда уже требует, чтобы Василько остался
и тем самым не "ослушался брата старейшего". Таким образом, Давыд ставит вопрос о необходимости
соблюдения Васильком своего долга вассала по отношению к сюзерену.
Заметим, что Борис и Глеб гибнут во имя соблюдения этого долга. Отказ Василька только убеждает
Давыда, что Василько намерен захватить города Святополка. Давыд настаивает, чтобы Святополк
немедленно отдал Василька ему. Вновь идет посланец Святополка к Васильку и от имени великого киевского
князя просит его прийти, поздороваться и посидеть с Давыдом. Василько садится на коня и с малой дружиной
едет к Святополку. Характерно, что здесь рассказ строится по законам эпического сюжета: Василько
принимает решение поехать к брату только после третьего приглашения. О коварном замысле брата Василька
предупреждает дружинник, но князь не может поверить: "Како мя хотять яти? оногды (когда недавно) целовали
крести. Василько не допускает мысли о возможности нарушения князьями взятых на себя обязательств.
Драматичен и глубоко психологичен рассказ о встрече Василька со Святополком и Давыдом. Введя гостя
в горницу, Святополк еще пытается завязать с ним разговор, просит его остаться до святок, а "Давыд же
седяше, акы нем", и эта деталь ярко характеризует психологическое состояние последнего. Натянутой
атмосферы не выдерживает Святополк и уходит из горницы под предлогом необходимости распорядиться о
завтраке для гостя. Василько остается наедине с Давыдом, он пытается начать с ним разговор, "и не бе в
Давыде гласа, ни послушанья".


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  [ 16 ]  17  18  19  20  21  22  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz