Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  [ 4 ]  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  

ет" Нестора основное внимание в повествовании об исторических
событиях конца ХI – начала ХII в. уделяла великому киевскому князю Святополку Изяславичу, умершему в 1113
г. Владимир Мономах, став после смерти Святополка великим киевским князем, передал ведение летописи в
свой вотчинный Выдубицкий монастырь. Здесь игумен Сильвестр и осуществил редакторскую переработку
текста Нестора, выдвинув на первый план фигуру Владимира Мономаха. Не сохранившийся текст первой
Несторовой редакции "Повести временных лет" А. А. Шахматов реконструирует в своей работе "Повесть
временных лет" (т. 1-й). Вторую редакцию, по мнению ученого, лучше всего сохранила Лаврентьевская
летопись, а третью — Ипатьевская.
Гипотеза А. А. Шахматова, столь блестяще восстанавливающая историю возникновения и развития
начальной русской летописи, однако, пока остается гипотезой. Ее основные положения вызвали возражения В.
М. Истрина.
Он считал, что в 1039 г. при дворе митрополита-грека путем сокращения хроники Георгия Амартола возник
"Хронограф по великому изложению", дополненный русскими известиями. Выделенные из "Хронографа" в 1054
г., они составили первую редакцию "Повести временных лет", а вторая редакция создана Нестором в начале
второго десятилетия ХII в.
Гипотеза Д. С. Лихачева
Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность
существования в 1039 г. "Древнейшего Киевского свода" и связал историю возникновения летописания с
конкретной борьбой, которую пришлось вести Киевскому государству в 30 – 50-е годы ХI столетия против
политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить русскую
церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности древнерусского государства.
Притязания империи встречали активный отпор великокняжеской власти, которую в борьбе за политическую и
религиозную самостоятельность Руси поддерживали широкие массы населения. Особого напряжения борьба
Руси с Византией достигает в сер. ХI в. Великому князю киевскому Ярославу Мудрому удается высоко поднять
политический авторитет Киева и Русского государства. Он закладывает прочные основы политической и
религиозной самостоятельности Руси. В 1039 г. Ярослав добился учреждения в Киеве митрополии. Тем самым,
Византия признала известную самостоятельность русской церкви, хотя во главе ее оставался митрополит-грек.
Кроме того, Ярослав добивался канонизации Ольги, Владимира и своих братьев Бориса и Глеба, убитых
Святополком в 1015 г. В конце концов, в Византии вынуждены были признать Бориса и Глеба русскими
святыми, что явилось торжеством национальной политики Ярослава. Почитание этих первых русских святых
приобрело характер национального культа, оно было связано с осуждением братоубийственных распрей, с
идеей сохранения единства Русской земли. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое
вооруженное столкновение: в 1050 г.


Страница: 1  2  3  [ 4 ]  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz