Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  4  [ 5 ]  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  

руженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном
Владимиром. Хотя, поход Владимира Ярославича и закончился поражением, Ярослав в 1051 г. возводит на
митрополичий престол русского священника Илариона. В этот период борьба за самостоятельность
охватывает все области культуры Киевской Руси, в том числе и литературу.
Д. С. Лихачев указывает, что летопись складывалась постепенно, в результате возникшего интереса к
историческому прошлому родной земли, и стремления сохранить для будущих потомков значительные события
своего времени. Исследователь предполагает, что в 30 – 40-е годы ХI в. по распоряжению Ярослава Мудрого
была произведена запись устных народных исторических преданий, которые Д. С. Лихачев, условно называет
"Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси". В состав "Сказания" входили предания о
крещении Ольги в Царьграде, о смерти двух мучеников-варягов, об испытании вер Владимиром и его крещении.
Эти предания носили антивизантнйский характер. Так, в сказании о крещении Ольги, подчеркивалось
превосходство русской княгини над греческим императором. Ольга отвергла притязания императора на свою
руку, ловко "переклюкав" (перехитрив) его. Сказание утверждало, что русская княгиня не видела особой чести в
предлагаемом ей браке. В своих отношениях с греческим императором Ольга проявляет чисто русскую
смекалку, ум и находчивость. Она сохраняет чувство собственного достоинства, отстаивая честь родной земли.
Предание об испытании вер Владимиром подчеркивает, что христианство было принято Русью в
результате свободного выбора, а не получено в качестве милостивого дара от греков. В Киев, согласно этому
преданию, являются посланцы различных вер: магометанской, иудейской и христианской. Каждый из послов
расхваливает достоинства своей религии. Однако Владимир остроумно отвергает и мусульманскую, и
иудейскую веры, поскольку они не соответствуют национальным традициям Русской земли. Остановив свой
выбор на христианстве, Владимир, прежде чем принять эту религию, отправляет своих посланцев испытать,
какая же вера лучше. Посланные воочию убеждаются в красоте, пышности и великолепии церковного
христианского богослужения, они доказывают князю преимущества православной веры перед другими
религиями, и Владимир окончательно останавливает свой выбор на христианстве.
Д. С. Лихачев предполагает, что "Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси"
были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Однако Константинополь не был
согласен с назначением на митрополичью кафедру русского Илариона (в 1055 г. на его месте видим грека
Ефрема), и "Сказания", носившие антивизантийский характер, не получили здесь дальнейшего развития.
Центром русского просвещения, опозиционно настроенным против митрополита-грека, с середины ХI в.
становится Киево-Печерский монастырь. Здесь в 70-х годах ХI в.


Страница: 1  2  3  4  [ 5 ]  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz