Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24рическое сказание и
историческую повесть.
Связь летописи с фольклором
О событиях далекого прошлого летописец черпает материал в сокровищнице народной памяти.
Обращение к топонимической легенде продиктовано стремлением летописца выяснить происхождение
названий славянских племен, отдельных городов и самого слова "Русь". Так, происхождение славянских племен
радимичей и вятичей связывается с легендарными выходцами из ляхов — братьями Радимом и Вятко. Эта
легенда возникла у славян, очевидно, в период разложения родового строя, когда обособившаяся родовая
старшина для обоснования своего права на политическое господство над остальными членами рода создает
легенду о якобы иноземном своем происхождении. К этому летописному сказанию близка легенда о призвании
князей, помещенная в летописи под 6370 г. (862 г.). По приглашению новгородцев, из-за моря княжить и
"володеть" Русской землей, приходят три брата-варяга с родами своими: Рюрик, Синеус, Трувор.
Фольклорность легенды подтверждает наличие эпического числа три — три брата. Сказание имеет чисто
новгородское, местное происхождение, отражая практику взаимоотношений феодальной городской республики
с князьями. В жизни Новгорода были нередки случаи "призвания" князя, который выполнял функции
военачальника. Внесенная в русскую летопись, эта местная легенда приобретала определенный политический
смысл. Она обосновывала права князей на политическую власть над всей Русью. Устанавливался единый
предок киевских князей — полулегендарный Рюрик, что позволяло летописцу рассматривать историю Русской
земли как историю князей Рюрикова дома. Легенда о призвании князей подчеркивала абсолютную
политическую независимость княжеской власти от Византийской империи.
Таким образом, легенда о призвании князей служила важным аргументом для доказательства
суверенности Киевского государства, а отнюдь не свидетельствовала о неспособности славян самостоятельно
устроить свое государство, без помощи европейцев, как это пытается доказать ряд буржуазных ученых.
Типичной топонимической легендой является также сказание об основании Киева тремя братьями — Кием,
Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью. На устный источник внесенного в летопись материала, указывает сам
летописец: "Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевозник был". Версию народного предания о Кие-
перевозчике летописец с негодованием отвергает. Он категорически заявляет, что Кий был князем, совершал
успешные походы на Царьград, где принял великую честь от греческого царя и основал на Дунае городище
Киевец.
Отзвуками обрядовой поэзии времен родового строя наполнены летописные известия о славянских
племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах. Приемами устного народного эпоса
охарактеризованы в летописи первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Олег — это прежде
всего мужественный и мудрый воин. Благодаря воинской смекалке, он одерживает победу над греками,
поставив свои корабли на колеса, и пустив их под парусами по земле.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24