Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  [ 17 ]  18  19  20  21  22  23  24  

не с Давыдом, он пытается начать с ним разговор, "и не бе в
Давыде гласа, ни послушанья". И только теперь Василько начинает прозревать: он "ужаслься", он понял обман.
А Давыд, немного посидев, уходит. Василька же, оковав в "двою оковы", запирают в горнице, приставив на
ночь сторожей.
Подчеркивая нерешительность, колебания Святополка, автор рассказывает о том, что тот не решается
сам принять окончательного решения о судьбе Василька. Святополк созывает наутро "бояр и кыян" и излагает
им те обвинения, которые предъявляет Васильку Давыд. Но и бояре, и "кыяне" не берут на себя моральной
ответственности. Вынужденный сам принимать решение, Святополк колеблется. Игумены умоляют его
отпустить Василька, а Давыд "поущает" на ослепление. Святополк уже хочет отпустить Василька, но чашу весов
перевешивают слова Давыда: "...аще ли сего (ослепления) не створишь, а пустишь й, то ни тобе княжити, ни
мнем. Решение князем принято, и Василька перевозят на повозке из Киева в Белгород, где сажают в "истобку
малу". Развитие сюжета достигает своей кульминации, и она дана с большим художественным мастерством.
Увидев точащего нож торчина, Василько догадывается о своей участи: его хотят ослепить, и он "вьзпи к богу
плачем великим и сиенаньем". Следует обратить внимание, что автор повести — поп Василий — не пошел по
пути агиографической литературы. Согласно житийному канону, здесь должны были поместить пространный
монолог героя, его молитву, плач. Точно, динамично автор передает кульминационную сцену. Основная
художественная функция в этой сцене принадлежит глаголу — своеобразному "речевому жесту", как понимал
его А. Н. Толстой. Входят конюхи Святополка и Давыда — Сновид Изечевич и Дмитр:
и почаста простирати ковер,
и простерша, яста Василка
и хотяща й поврещи;
и борящется с нима крепко,
и не можаста его поврещи.
И се влезше друзии повергоша й,
и связаша й,
и снемше доску с печи,
и вьзложиша на перси его.
И седоста обаполы Сновид Изечевичь
и Дмитр, и не можаста удержати.
И приступиста ина два,
и сняста другую дску с печи,
и седоста,
и удавиша й рамяно, яко персем троскотати.
Вся сцена выдержана в четком ритмическом строе, который создается анафорическим повтором
соединительного союза "и", передающим временную последовательность действия, а также глагольными
рифмами. Перед нами неторопливый рассказ о событии, в нем нет никакой внешней эмоциональной оценки. Но
перед читателем-слушателем с большой конкретностью предстает полная драматизма сцена: "И приступи
торчин... держа ножь и хотя ударити в око, и грешися ока и перереза ему лице, и есть рана та на Василке и ныне.
И посем удари й в око, и изя зеницю, и посем в другое око, и изя другую зеницю. И том часе бысть яко и мертв".
Потерявшего сознание, бездыханного Василька везут на повозке, и у Здвиженья моста, на торгу, сняв с
него окровавленную рубашку, отдают ее помыть попадье.


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  [ 17 ]  18  19  20  21  22  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz