Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24нства. Все его поступки, вся его
деятельность определяются благом родины и народа. Поэтому князь в представлении летописца не может
принадлежать самому себе. Он в первую очередь исторический деятель, который появляется всегда в
официальной обстановке, наделенный всеми атрибутами княжеской власти. Д. С. Лихачев отмечает, что князь
в летописи всегда официален, он как бы обращен к зрителю и представлен в наиболее значительных своих
поступках. Добродетели князя являются своего рода парадной одеждой; при этом одни добродетели чисто
механически присоединяются к другим, благодаря чему стало возможно совмещение идеалов светских и
церковных. Бесстрашие, храбрость, воинская доблесть сочетаются со смирением, кротостью и прочими
христианскими добродетелями. Если деятельность князя направлена на благо родины, летописец всячески
прославляет его, наделяя всеми качествами наперед заданного идеала. Если деятельность князя идет вразрез
с интересами государства, летописец не жалеет черной краски и приписывает отрицательному персонажу все
смертные грехи: гордость, зависть, честолюбие, корыстолюбие и т. п. Принципы средневекового историзма
получают яркое воплощение в повестях "О убьеньи Борисове" (1015 г.) и об ослеплении Василька
Теребовльского, которые могут быть отнесены к жанру исторических повестей о княжеских преступлениях.
Однако по своему стилю это совершенно разные произведения. Повесть "О убьеньи Борисове" излагает
исторические факты убийства Святополком братьев Бориса и Глеба с широким использованием элементов
агиографического стиля. Она строится на контрасте идеальных князей-мучеников и идеального злодея —
"окаянного" Святополка. Завершается повесть похвалой, прославляющей "христолюбивых страстотерпцев",
"сияющих светильников", "светлых звезд" — "заступников Руской земли". В ее концовке звучит молитвенный
призыв к мученикам — покорить поганых "под нозе князем нашими и избавить их "от усобныя рати", дабы
пребывали они в мире и единении.
Так, в агиографической форме, выражена общая для всей летописи патриотическая идея. В то же время
повесть "О убьеньи Борисове" интересна рядом "документальных" подробностей, "реалистических деталей".
Написанная попом Василием и помещенная в летописи под 1097 г., "Повесть об ослеплении Василька
Теребовльского" выдержана в стиле историко-документальном. Экспозицией сюжета является сообщение о
съезде князей "на устроенье мира" в Любече. Единодушие собравшихся выражено речью, сказанной якобы
всеми князьями: "Почто губим Руськую землю, сами на ся котору деюще? А половци землю нашю несуть розно,
и ради суть, оже межю нами рати. Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Рускые земли; кождо да
держить отчину свою...".
Устанавливаемый новый феодальный порядок взаимоотношений ("кождо да держит отчину свою") князья
скрепляют клятвой — крестоцелованием.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24