Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  [ 18 ]  19  20  21  22  23  24  

башку, отдают ее помыть попадье. Теперь внешне бесстрастный сказ уступает место
лирическому эпизоду. Попадья глубоко сострадает несчастному, она оплакивает его, как мертвеца. И услышав
плач сердобольной женщины, Василько приходит в сознание. "И пощюпа сорочкы и рече: "Чему есте сняли с
менее да бых в той сорочке кроваве смерть принял и стал пред богомь". Давыд осуществил свое намерение.
Он привозит Василька во Владимир, "акы некак улов уловив". И в этом сравнении звучит моральное осуждение
преступления, совершенного братом. В отличие от агиографического повествования Василий не морализует, не
приводит библейских сопоставлений и цитат.
От повествования о судьбе Василька он переходит к рассказу о том, как это преступление отражается на
судьбах Русской земли, и теперь главное место отводится фигуре Владимира Мономаха. Именно в нем
воплощается идеал князя. Гиперболически передает Василий чувства князя, узнавшего об ослеплении
Василька. Мономах "..ужасеся и всплакав и рече: "Сего не бывало есть в Русьскей земьли ни при дедех наших,
ни при, отцих наших, сякого злам. Он стремится мирно "поправить" это зло, чтобы не допустить гибели земли
Русской. Молят Владимира и "кыяне" "творить мир" и "блюсти землю Русскую", и расплакавшийся Владимир
говорит: поистине отци наши и деди наши зблюли землю Русьскую, а мы хочем погубити". Характеристика
Мономаха приобретает агиографический характер. Подчеркивается его послушание отцу и своей мачехе, а
также почитание им митрополита, сана святительского и особенно "чернеческого".
Обнаружив, что он отступил от основной темы, рассказчик спешит "на свое" возвратиться и сообщает о
мире со Святополком, который обязывался пойти на Давыда Игоревича, и либо захватить его, либо изгнать.
Затем автор рассказывает о неудавшейся попытке Давыда занять Василькову волость, благодаря
вмешательству брата Василька Володаря, и возвращению Василька в Теребовль. Характерно, что в
переговорах с Володарем Давыд, в свою, очередь пытается свалить свою вину в ослеплении Василька на
Святополка. Мир, затем, нарушают Василько и Володарь. Они берут копьем город Всеволож, поджигают его и
"створи мщенье на людех неповинных, и пролья кровь неповинну". Здесь автор явно осуждает Василька. Это
осуждение усиливается, когда Василько расправляется с Лазарем и Туряком (подговоривших Давыда на
злодеяние); "Се же 2-е мщенье створи, его же не бяше лепо створити, да бы бог отместник был". Выполняя
условия мирного договора, Святополк Изяславич изгоняет Давыда, но потом, преступив крестное целование,
идет на Василька и Володаря. Теперь Василько вновь выступает в ореоле героя. Он становится во главе
войска, "вьзвысив крести". При этом и над воинами амнози человеки благовернии видеша крести. Таким
образом, повесть не идеализирует Василька. Он не только жертва наветов, жестокости и коварства Давыда
Игоревича, легковерия Святополка, но и сам обнаруживает не меньшую жестокость, как по отношению к
виновникам зла, так и по отношению к ни в чем неповинным людям.


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  [ 18 ]  19  20  21  22  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz