Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24в 70-х годах ХI в. происходит оформление русской летописи.
Составитель летописи — Никон Великий. Он использовал "Сказания о распространении христианства",
дополнил их рядом устных исторических преданий, рассказами очевидцев, в частности воеводы Вышаты,
историческими сведениями о событиях современности и недавних дней. Очевидно, под влиянием пасхальных
хронологических таблиц — пасхалий, составлявшихся в монастыре, Никон придал своему повествованию
формулу погодных записей — по "летам".
В созданный около 1073 г. "Первый Киево-Печерский свод" он включил большое количество сказаний о
первых русских князьях, их походах на Царьград. Им же, по-видимому, была использована и Корсунская
легенда о походе Владимира Святославича в 933 г. на греческий город Корсунь (Херсонес Таврический), после
взятия которого, Владимир потребовал себе в жены сестру греческих императоров Анну. Благодаря этому,
свод 1073 г. приобрел резко выраженную, антивизантийскую направленность. Никон придал летописи огромную
политическую остроту, историческую широту и небывалый патриотический пафос, что и сделало это
произведение выдающимся памятником древнерусской культуры. Свод осуждал княжеские усобицы,
подчеркивая ведущую роль народа в защите Русской земли от внешних врагов.
Таким образом, "Первый Киево-Печерский свод" явился выразителем идей и настроений средних и даже
низших слоев феодального общества. Отныне публицистичность, принципиальность, широта исторического
подхода, патриотический пафос становятся отличительными чертами русской летописи. После смерти Никона
работа над летописью продолжалась в Киево-Печерском монастыре. Здесь велись погодные записи о текущих
событиях, которые затем были обработаны и объединены неизвестным автором во "Второй Киево-Печерский
свод" 1095 г. "Второй Киево-Печерский свод" продолжал пропаганду идей единства Русской земли, начатую
Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские крамолы, а князья призываются к единству для
совместной борьбы со степными кочевниками-половцами. Составитель свода ставит четкие публицистические
задачи: воспитывать патриотизм, примером прежних князей — исправить нынешних.
Автор "Второго Киево-Печерского свода" широко привлекает рассказы очевидцев событий, в частности,
рассказы сына Вышаты — Яна. Составитель свода использует также греческие исторические хроники, в
частности, хронику Георгия Амартола, данные которой позволяют ему включить историю Руси в общую цепь
событий мировой истории.
"Повесть временных лет" создается в период, когда Киевская Русь испытывает на себе наиболее
сильные удары степных кочевников-половцев, когда перед древнерусским обществом встал вопрос о
сплочении всех сил для борьбы со степью, с "полем" за землю Русскую, которую "потом и кровью стяжали отцы
и деды". В 1098 г. великий киевский князь Святополк Изяславич примиряется с Киево-Печерским монастырем:
он начинает поддерживать антивизантийское направление деятельности монастыря и, понимая политическое
значение летописи, стремится взять под контроль ведение летописания.
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24