Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  [ 20 ]  21  22  23  24  

о озеру, и вьступиша на лед и обломися с ними лед, и одалати нача Ярослав, видев же
Святололк и побеже, и одоле Ярослав". При помощи постоянной стилистической формулы "бысть сеча зла"
дана оценка битвы. Победа Ярослава и бегство Святополка — развязка сюжета.
Таким образом, в данном летописном сказании уже наличествуют основные сюжетно-композиционные
элементы воинской повести: сбор войск, выступление в поход, подготовка к бою, бой и развязка его.
Аналогично построены сказания о битве Ярослава со Святополком и польским королем Болеславом в 1018 –
1019 гг., о междоусобной борьбе Ярослава с Мстиславом в 1024 г. Здесь следует отметить появление ряда
новых стилистических формул: враг приходит "в силе тяжце", поле боя "покрыша множество вой"; битва
происходит на рассвете "вьсходящую солнцю", подчеркнута ее грандиозность "бысть сеча зла, яка же не была
в Руси", воины "за рукы емлюче сечахуся", "яко по удольем крови тещи". Символический образ битвы-грозы
намечен в описании сражения у Листвена между войсками Ярослава и Мстислава в 1024 г.; "И бывши нощи,
бысть тма, молонья, и гром, и дождь... И бысть сеча силна, яко посветяше молонья, блещашеться оружье, и бе
гроза велика и сеча силна и страшна". Образ битвы-грома использован в сказании 1111 г. о коалиционном
походе русских князей на половцев, здесь же вражеские войска сравниваются с лесом: "вьуступиша аки
борове". В описание сражения вводится мотив помощи небесных сил (ангелов) русским войскам, что
свидетельствует, по мнению летописца, об особом расположении неба к благочестивым князьям.
Все это позволяет говорить о наличии в "Повести временных лет" основных компонентов жанра воинской
повести. В рамках исторического документального стиля выдержаны в летописи сообщения о небесных
знамениях.
Элементы агиографического стиля
Составители "Повести временных лет" включали в нее и произведения агиографические: христианскую
легенду, мученическое житие (сказание о двух варягах-мучениках), сказание об основании Киево-Печерского
монастыря в 1051 г., о кончине его игумена Феодосия Печерского в 1074 г., и ряд сказаний о черноризцах
печерских. В агиографическом стиле написаны помещенные в летописи сказания о перенесении мощей Бориса
и Глеба (1072) и Феодосия Печерского (1091).
Летопись возвеличивала подвиги основателей Киево-Печерского монастыря, который был "поставлен" ни
"от царей, и от бояр, и от богатства", а "слезами, и пощением, и бдением" Антония и Феодосия печерских. Под
1074 г., вслед за рассказом о преставлении Феодосия, летописец повествует о печерских черноризцах, которые
всяко светила в Руси сьяють". Прославляя христианские добродетели печерских иноков, прорицателя Еремея,
прозорливого Матвея и черноризца Исакия, летопись в то же время отмечает и отдельные теневые стороны
монастырского быта. Попытка некоторых монахов покинуть печерскую обитель, вернуться "в мир", отмечена в
рассказе об Еремее.


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  [ 20 ]  21  22  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz