Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24ертвыи бо срама не имам".
Святослав презирает богатство, он ценит только дружину, оружие, с помощью которого можно добыть
любое богатство. Точна и выразительна характеристика этого князя в летописи: "...легько ходя, аки пардус,
войны многи творяще. Ходя, воз по собе не возяше, ни котьла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли,
зверину ли или говядину на углех испек ядише, ни шатра имяше, но подьклад послав и седло в головах; такоже и
прочии вои его вси бяху". Святослав живет интересами своей дружины. Он даже идет наперекор увещеваниям
матери — Ольги и отказывается принять христианство, боясь насмешки дружины. Но постоянное стремление
Святослава к завоевательным войнам, пренебрежение интересами Киева, его попытка перенести столицу Руси
на Дунай вызывает осуждение летописца. Это осуждение он высказывает устами "киян": "...ты, княже, чюжея
земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив (оставил), малы (едва) бо нас не взяша печенези...".
Прямодушный князь-воин гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов. Убивший
Святослава князь печенежский Куря, "взяша главу его, и во лбе (черепе) его сьделаша чашю, оковавше лоб
его, и пьяху из него". Летописец не морализует по поводу этой смерти, но общая тенденция все же сказывается:
гибель Святослава является закономерной, она следствие его ослушания матери, следствие его отказа
принять крещение.
К народным сказаниям восходит летописное известие о женитьбе Владимира на полоцкой княжне Рогнеде,
о его обильных и щедрых пирах, устраиваемых в Киеве, — Корсунская легенда. С одной стороны, перед нами
предстает князь-язычник с его необузданными страстями, с другой, — идеальный правитель-христианин,
наделенный всеми добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим, к иноческому и монашескому чину
и т. п. Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином летописец стремился доказать
превосходство новой христианской морали над языческой.
Княжение Владимира было овеяно героикой народных сказаний уже в конце Х – начале ХI в. Духом
народного героического эпоса проникнуто сказание о победе русского юноши Кожемяки над печенежским
исполином. Как и в народном эпосе, сказание подчеркивает превосходство человека мирного труда, простого
ремесленника над профессионалом-воином — печенежским богатырем. Образы сказания также строятся по
принципу контрастного сопоставления и широкого обобщения. Русский юноша, на первый взгляд,
обыкновенный, ничем не примечательный человек, но в нем воплощена та огромная, исполинская сила, которой
обладает народ русский, украшающий своим трудом землю и, защищающий ее на поле брани от внешних врагов.
Печенежский воин своими гигантскими размерами наводит ужас на окружающих. Хвастливому и заносчивому
врагу противопоставляется скромный русский юноша, младший сын кожевника. Он совершает подвиг без
кичливости и бахвальства. При этом сказание приурочивается к топонимической легенде о происхождении
города Переяславля — "зане перея славу отроко ть", но это явный анахронизм, поскольку Переяславль уже не
раз упоминался в летописи до этого события.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24