Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Культура Древней Руси"

Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"

Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  [ 19 ]  20  21  22  23  24  

оварства Давыда
Игоревича, легковерия Святополка, но и сам обнаруживает не меньшую жестокость, как по отношению к
виновникам зла, так и по отношению к ни в чем неповинным людям. Нет идеализации и в изображении великого
князя киевского Святополка, нерешительного, доверчивого, слабовольного. Повесть позволяет современному
читателю представить характеры живых людей с их человеческими слабостями и достоинствами.
Повесть написана типично средневековым писателем, который строит ее на противопоставлении двух
символических образов "креста" и "ножа", лейтмотивом проходящих через все повествование. "Крест" —
"крестное целование" — символ княжеского братолюбия и единомыслия, скрепленных клятвой. "Да аще кто
отселе на кого будеть, то на того будем вси и крест честный", — этой клятвой скрепляют князья свой договор в
Любече. Василько не верит в коварство братьев: "Како мя хотять яти? оногды целовали крест, рекуще: аще кто
на кого будеть, то на того будеть крест и мы вси". Владимир Мономах заключает мир со Святополком
"целоваше крест межю собою". Василько, отмщая свою обиду Давыду, поднимает "крест честный". "Нож" в
повести об ослеплении Василька — не только орудие конкретного преступления — ослепления Василька, но и
символ княжеских распрей, усобиц. "...Оже ввержен в ны нож!" — восклицает Мономах, узнав о страшном
злодеянии. Затем эти слова повторяют послы, направленные к Святополку: "Что се зло створил еси в Русьстей
земли и ввергл еси ножь в ны?" Таким образом, "Повесть об ослеплении Василька Теребовльского" резко
осуждает нарушение князьями своих договорных обязательств, приводящих к страшным кровавым
преступлениям, приносящим зло всей Русской земле.
Описания событий, связанных с военными походами князей, приобретают характер исторического
документального сказания, свидетельствующего о формировании жанра воинской повести. Элементы этого
жанра присутствуют в сказании о мести Ярослава Окаянному Святополку 1015 – 1016 гг. Завязкой сюжета
является весть Ярославу из Киева от сестры Предславы о смерти отца и гибели Бориса; Ярослав начинает
готовиться к походу, собирает войска и идет на Святополка. В свою очередь Святополк, "пристрои бе-щисла
вой, Руси и печенег", идет навстречу к Любечу. Противные стороны останавливаются у водной преграды — на
берегах Днепра. Три месяца стоят они друг против друга, не решаясь напасть. И только насмешки и укоры,
бросаемые воеводой Святополка в адрес Ярослава и новгородцев, вынуждают последних на решительные
действия: "...аще кто не поидеть с нами, сами потнем его". На рассвете Ярослав со своими войсками
переправляется через Днепр и, оттолкнув ладьи, воины устремляются в бой. Описание битвы — кульминация
сюжета: "...и сступишася на месте. Бысть сеча зла, и не бе лзе озером печенегом помагати, и притиснуша
Святополка с дружиною ко озеру, и вьступиша на лед и обломися с ними лед, и одалати нача Ярослав, видев же
Святололк и побеже, и одоле Ярослав".


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  [ 19 ]  20  21  22  23  24  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz