Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24й легенде о происхождении
города Переяславля — "зане перея славу отроко ть", но это явный анахронизм, поскольку Переяславль уже не
раз упоминался в летописи до этого события.
С народным эпосом связано также сказание о Белгородском киселе. В этом сказании прославляется ум,
находчивость и смекалка русского человека. И сказание о Кожемяке, и сказание о Белгородском киселе —
законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика
бахвальству страшного только на вид врага, мудрости старца — легковерию печенегов. Кульминацией сюжетов
обоих сказаний являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — единоборство ума и
находчивости с легковерием, глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке типологически близок сюжетам
героических народных былин, а сказания о Белгородском киселе — народным сказкам. Фольклорная основа
явно ощущается и в церковной легенде о посещении Русской земли апостолом Андреем. Помещая эту легенду,
летописец стремился "исторически" обосновать религиозную независимость Руси от Византии. Легенда
утверждала, что Русская земля получила христианство не от греков, а якобы самим учеником Христа —
апостолом Андреем, некогда прошедшим путь "из варяг в греки" по Днепру и Волхову, — было предречено
христианство на Русской земле. Церковная легенда о том, как Андрей благословил киевские горы, сочетается с
народным сказанием о посещении Андреем Новгородской земли. Это сказание носит бытовой характер и
связано с обычаем жителей славянского севера париться в жарко натопленных деревянных банях.
Составители летописных сводов ХVI в. обратили внимание на несоответствие первой части рассказа, о
посещении апостолом Андреем Киева, со второй, они заменили бытовой рассказ благочестивым преданием,
согласно которому Андрей в Новгородской земле оставляет свой крест. Таким образом, большая часть
летописных сказаний, посвященных событиям IХ – конца Х столетий, связана с устным народным творчеством,
его эпическими жанрами.
Исторические повести и сказания в составе летописи
По мере того как летописец переходит от повествования о событиях давно минувших лет к недавнему
прошлому, материал летописи становится все более исторически точным, строго фактическим и официальным.
Внимание летописца привлекают только исторические личности, находящиеся на вершине феодальной
иерархической лестницы. В изображении их деяний он следует принципам средневекового историзма. Согласно
этим принципам в летопись должны заноситься события лишь сугубо официальные, имеющие историческое
значение для государства, а частная жизнь человека, окружающая его бытовая обстановка не интересует
летописца.
В летописи вырабатывается определенный и четкий идеал князя-правителя. Этот идеал неотделим от
общих патриотических идей летописи. Идеальный правитель выступает живым воплощением любви к родной
земле, ее чести и славы, олицетворением ее могущества и достоинства.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24