Другой автор "Повесть временных лет" - сочинение "Культура Древней Руси"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24опытка некоторых монахов покинуть печерскую обитель, вернуться "в мир", отмечена в
рассказе об Еремее. Рассказ о Матвее прозорливом в сказочной форме показывает, что длинная церковная
служба утомляет многих монахов и они под разными предлогами покидают церковь и идут спать, а некоторые,
как Михаил Тольбекович, даже убегают из монастыря.
Конечно, слабости монахов объясняют в летописи "кознями бесовскими". Так, Матвей прозорливый,
находясь в церкви, видит беса, принявшего облик ляха. В поле своего плаща этот лях носит цветы репейника и
бросает их в монахов. За монахом же Михаилом Тольбековичем бес приезжает в монастырь на свинье, и,
подстрекаемый бесом, монах после заутрени, перескочив через ограду, бежит из монастыря. Так прославление
святости черноризцев печерских сочетается с правдивым отражением некоторых сторон монастырского быта,
что уже явно выходит за рамки агиографического стиля. Одной из форм прославления князей в летописи
являются посмертные некрологи, связанные с жанром надгробных похвальных слов. Первым таким
похвальным словом является некролог княгине Ольге, помещенный под 969 г. Он начинается рядом
метафорических сравнений, прославляющих первую княгиню-христианку. Метафорические образы "денницы",
"зари", "света", "луны", "бисера" (жемчуга) заимствованы летописцем из византийской агиографической
литературы, но использованы они для прославления русской княгини и подчеркивают значение для Руси ее
подвига — принятия христианства.
Некролог-похвала Ольге стилистически близок похвале Владимиру, помещенной в летописи под 1015 г.
Умерший князь получает оценочный эпитет "блаженный", т. е. праведный, и его подвиг приравнивается подвигу
Константина Великого. Некрологи Мстиславу и Ростиславу могут быть отнесены к жанру словесного портрета, в
котором дана характеристика внешнего облика и нравственных качеств князей: "Бе же Мьстислав дебел
теломь, чермен лицем, великыма очима, храбор на рати, милостив, любяше дружину по велику, именья не
щадяше, ни питья, ни еденья браняше".
В агиографическом стиле выдержан некролог Глебу (1078): "Бе же Глеб милостив убогым и страннолюбив,
тщанье имея к церквам, тепл на веру и кроток, взором кресен". Таков же некролог Ярополку Изяславичу (1086).
Некрологи Изяславу и Всеволоду, наряду с агиографической идеализацией этих князей, касаются
конкретных моментов их деятельностй, а в некрологе Всеволоду звучит голос осуждения, поскольку Всеволод
под старость начал "любити смысл уных, свет творя с ними". Весьма сдержанна летопись по отношению к
митрополитам, только один из них Иоанн удостоен панегирической характеристики, данной под 1089 г.
Свидетельства о смерти князя, как правило, сопровождаются сообщениями о плаче над телом покойника
и месте его погребения. Из христианской литературы летописец черпал нравоучительные сентенции, образные
сравнения.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24