"Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41
дея, как известный прием лекарства,
расшевелила их мозговые нервы, тогда они начинают действовать; мысль не
расходится с делом; они живут, вместо того чтобы рассуждать о жизни; таких
людей у нас немного, но таких людей начинает признавать и уважать наше
общество. К числу их принадлежал Зыков, которого представил Писемский в
романе \"Тысяча душ\"; таким людям приходится только говорить, надсаживать
легкие бесплодным криком, надрывать грудь над неблагодарною работою, иногда
вдаваться в дикий кутеж с горя, сжигать жизнь дотла и умирать с горьким
сознанием своего бессилия, умирать, как умирает человек, задыхающийся под
стогом сена, которого он не в силах своротить с своей груди. Некрасивая и
даже негромкая смерть. Эти мученики нашего тупоумия и нашей инертности до
сих пор были разрозненными единицами, и художники наши не могли обращаться с
ними как с представителями целого типа; в том, что называется у нас
обществом, замечалось страшное раздвоение; одни повторяли на разные лады
чужие мысли и воображали себе, что они думают; другие ничего не думали и
ничего не воображали, росли в брюхо, ели и наедались, жили и умирали,
словом, задавая себе маленькие цели, шли к ним бодрым, твердым шагом и
всегда достигали их, если не случалось поскользнуться или если не расшибал
паралич. Весь запас мыслей был на одной стороне, весь запас воли и энергии -
на другой; между теми и другими лежала бездна...
Но от кого же ждать спасительного толчка: от фразеров или от дикарей?
Ответ на этот вопрос ясен. Фразеры развились до последних пределов,
настолько, насколько они способны развиться; развились - и остановились; они
сделали все, что могли, и больше от них нечего ждать, это - выпаханное поле;
а у дикарей - новь, дичь, глушь, репьи да крапива; но есть растительная
сила, которую ничто не заменит. Кто заучился до такой степени, что. потерял
здравый смысл, на того остается махнуть рукой; кто ничему не учился, у того
могут быть проблески самородного здравого смысла, и из этих проблесков может
выработаться, смотря по обстоятельствам, живая мыслительная сила или
горький, забулдыжный русский юмор. В живой силе, в здоровом теле, в
мускулах, в костях и в нервах, а не в бумажных страницах и не в кожаных
переплетах заключаются для человека задатки светлого будущего. Работать
надо, работать мозгом, голосом, руками, а не упиваться сладкозвучным
течением чужих мыслей, как бы ни были эти мысли стройны и вылощены.
VII
Кроме типа неисправимых фразеров, в произведениях Писемского и
Тургенева можно отметить еще два главные разряда мужских характеров.
Во-первых, заслуживают внимания люди, подобные Лежневу и Лаврецкому;
во-вторых, люди, подобные Веретьеву (в повести Тургенева \"Затишье\") и Рымову
(в рассказе Писемского \"Комик\"). Первые проникаются гуманными идеями и, не
вступая во имя этих идей в борьбу с действительностью, располагают только
свою собственную жизнь сообразно с этими идеями.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41