"Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
результат. Обе эти личности, представители одного
типа, выработались под влиянием известных условий, сжились с ними и,
почислив вопросы жизни решенными вполне удовлетворительно, обратили
деятельность свою на шлифование подробностей, не имеющих даже относительной
важности. \"Как, - спросит с негодованием мой читатель, - и \"Обломов\" -
шлифование подробностей?\" Да, отвечу я с подобающею скромностью. -
\"Обломов\", как нравоописательный роман, не что иное, как шлифование
подробностей. Тип Обломова не создан Гончаровым; это повторение Бельтова,
Рудина и Бешметева; {8} но Бельтов, Рудин и Бешметев приведены в связь с
коренными свойствами и особенностями нашей зачинающейся цивилизации, а
Обломов поставлен в зависимость от своего неправильно сложившегося
темперамента. Бельтов и Рудин сломлены и помяты жизнью, а Обломов просто
ленив, потому что ленив. Влияние общества на личность героя здесь, как и в
\"Обыкновенной истории\", скрыто от глаз читателя; автор понимает, что оно
должно существовать, но он держит его где-то за кулисами, и из-за этих кулис
его герой выходит совершенно готовым и начинает рассуждать и ходить по
сцене. Если читатель возразит мне, что \"Сон Обломова\" объясняет нам процесс
его развития, то я на это отвечу, что \"Сон\" говорит только о младенческих
годах нашего героя. Никакой характер не оказывается сложившимся в десяти-
или двенадцатилетнем мальчике; тем более не мог сложиться в такие годы
характер Обломова, которого и в тридцать пять лет можно было ворочать куда
угодно; стало быть, зачем же автор, заговоривши о воспитании и развитии
своего героя, не дал нам сцен из его гимназической, студенческой,
чиновнической жизни? Ведь это, воля ваша, было бы не только плодотворнее, но
даже интереснее многих сцен между Обломовым и Захаром. Ведь любопытно знать,
что именно формирует у нас Обломовых, гораздо любопытнее, чем смотреть на
то, как уже сформированные Обломовы, т. е. люди, на которых надо махнуть
рукою, валяются на диване и плюют в потолок. Но, как везде, интересный,
живой вопрос обойден, а подробностей - гибель.
Изображая личность Обломова, Гончаров мог еще ограничиться тесною
сферою, не выходить за пределы кабинета и спальни и занимать своего читателя
пересказыванием того, что говорили между собою Илья Ильич и Захар. Но вот
наш художник хочет противопоставить своему ленивому герою лицо деятельное,
весело и дельно смотрящее на жизнь и энергически расправляющееся с ее
дрязгами и невзгодами. Является Андрей Иванович Штольц, о котором даже сам
автор возвещает не без торжественности, говоря, что это человек будущего,
что много Штольцев кроется под русскими именами, что люди такого закала
будут делать дело как следует. О, думаете вы, вот тут-то Гончаров выскажет
то, что у негона душе, тут-то он воспользуется всеми собранными
материалами, чтобы дать плоть и кровь этому человеку будущего, тут-то он
приведет своего любимого героя в столкновение с разными сторонами и
типическими особенностями нашей жизни.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41