"Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
ьте
аксессуары, не относящиеся к делу, обратите все ваше внимание на те фигуры,
в которых сосредоточивается смысл романа, и вы увидите, что в них нет ничего
русского и, кроме того, ничего типичного. Если мы поступим таким образом с
\"Обыкновенной историей\", то увидим, что смысл романа лежит в двух фигурах, в
дяде и в племяннике, и что из этих двух фигур - одна неверна и
неестественна, а другая совершенно пассивна и бесцветна.
Петр Иванович Адуев, дядя, - не верен с головы до ног. Это какой-то
английский джентльмен, пробивший себе дорогу в люди силою своего ума,
составивший себе карьеру и состояние и при этом нисколько не загрязнившийся.
В нашем отечестве дорога к почестям и деньгам усеяна всякого рода терниями.
Кто хочет преуспеть на том поприще, по которому путешествовал Петр Иванович,
тот не много сохранит в себе гонора и фанаберии; под старость непременно
дойдет до положения Фамусова, а ведь между Фамусовым и Петром Ивановичем -
огромная разница. Петра Ивановича, видимо, уважает г. Гончаров, а к Фамусову
он, по всей вероятности, отнесся бы с добродетельным презрением. Это видимое
различие между Фамусовым и Петром Ивановичем не может быть объяснено
различием времени. Скажите по совести, неужели мы так много ушли вперед с
тех пор, как была написана комедия Грибоедова? Неужели вы до сих пор не
встречаете между вашими знакомыми Фамусова, Молчалива и Скалозуба? Формы
стали действительно поприличнее, но что же это за утешение! Неужели же г.
Гончаров, выводя своего героя, обманулся внешнею благопристойностью формы и
не умел заглянуть поглубже и распознать под гладкими фразами Петра Ивановича
родовых свойств фамусовского типа? Вряд ли такой острый аналитик мог впасть
в грубую ошибку, в которой может уличить его всякий школьник. Мне кажется,
дело в том, что в самом Фамусове автор \"Обыкновенной истории\" осудил бы не
сущность, а внешнее неблагообразие. Потихоньку вести свои дела, заводить
связи и поддерживать их из чистого расчета, заниматься таким делом, к
которому не лежит сердце и которого не оправдывает ум, оставлять под спудом
в практике те идеи, которые исповедуешь в теории, смотреть с скептическою
улыбкою на порывы молодежи, стремящейся обратить слово в дело, - все эти
вещи можно назвать благоразумием, лишь бы они не представлялись в полной
наготе, без прикрас и смягчений. Своему герою г. Гончаров приписывает именно
это благоразумие, утаивая и сглаживая те серенькие стороны, которые
неизбежно связаны с этим благоразумием. Но утаить и сгладить эту обратную
сторону медали можно было только с тем условием, чтобы показывать читателям
одну сторону дела. Если бы г. Гончаров вздумал выдержать очерченный им
характер, приведя его в столкновение со всеми фазами русской жизни, тогда
ему пришлось бы все эти фазы выдумать самому, и тогда вопиющая
неестественность бросиласьбы в глаза каждому читателю.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41