"Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
ираясь
рассказывать что-нибудь, писатель должен же сам иметь в голове понятие о
том, что он будет сообщать другим. Если ему приходится описывать явление,
зависящее от другого явления, то должен же он объяснить одно другим, вывести
одно из другого, показать, что такая-то причина должна привести и приводит к
такому-то следствию. Следовательно, рассказчик должен раскрыть перед
читателем свой процесс мысли. Кроме того, читателю невольно придет в голову
вопрос: да с какой стати г. NN рассказывает мне эти события? что, кроме
желания получить авторский гонорар, побудило его написать несколько страниц,
вывести на сцену десятка полтора лиц и следить за ними в продолжение
нескольких лет их жизни? - Ответа на эти естественные вопросы надо искать в
самом произведении; если произведение вылилось из души, то писатель,
конечно, в этом произведении говорит о том, что, так или иначе, интересует
его лично, что затрогивает его за живое, что он горячо любит или горячо
ненавидит. Если предмет его рассказа для него равнодушен, то как объяснить
себе то, что он обратил на него внимание, стал над ним задумываться, стал
уяснять его самому себе и, наконец, довел его до такой степени наглядности,
что он и для других людей стал заметен, понятен и осязателен? А если ничего
этого не было, если писатель не вдумывался, не уяснял себе и т. д., то
рассказ выйдет бледный и скучный; его действующие лица будут тени или
марионетки, но никак не живые люди; таковы действительно бывают рассказы,
писанные на заказ, без внутреннего желания, без живого участия к предмету.
Для того чтобы печатные строки казались нам речами и поступками живых
людей, необходимо, чтобы в этих печатных строках сказалась живая душа того,
кто их писал; только в этом соприкосновении между мыслью автора и мыслью
читателя и заключается обаятельное действие поэзии; живопись говорит глазу,
музыка - уху, а поэзия (творчество) - чисто одному мозгу; вы видите глазом
черные значки на белом поле и при помощи этих значков узнаете то, что думал
человек, которого вы, может быть, никогда в глаза не видали; на вас
действует чисто сила мысли, а мысль и чувство всегда бывают _личные_,
следовательно, что же останется от поэтического произведения, если вы из
него вытравите личность автора? Вполне объективная картина - фотография;
вполне объективный рассказ - показание свидетеля, записанное стенографом;
вполне объективная музыка - шарманка; добиться этой объективности значит
уничтожить в поэзии всякий патетический элемент и вместе с тем убить поэзию,
убить искусство, даже науку, даже всякое движение мысли.
Личность автора для меня интересна, как всякая человеческая личность и,
кроме того, как личность, чувствующая потребность высказаться,
следовательно, воспринявшая в себя ряд известных впечатлений и
переработавшая их силою собственной мысли. Личности же вымышленных
действующих лиц я только терплю и допускаю как выражение личности автора,
как форму, в которую ему заблагорассудилось вложить свою идею.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41