"Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41
позволю себе взглянуть на дело более широким
взглядом и постараюсь оправдать Тургенева и Писемского от упрека в
славянофильстве.
Противополагая полудикую натуру - натуре обесцвеченной, наши художники
говорят за человека, за самородные и неотъемлемые свойства и права его
личности, они не думают выхвалять один народ на счет другого, один слой
общества на счет другого, национальная или кастическая исключительность не
может найти себе места в том светлом и любовном взгляде, которым истинный
художник охватывает природу и человека; обнимая своим могучим синтезом все
разнообразие явлений жизни, обобщая их естественным чутьем истины, видя в
каждом из них его живую сторону, художник видит человека в каждом из
выводимых типов, заступается за него, когда он страдает, сочувствует ему,
когда он опечален, осуждает его, когда он гнетет других; - и во всех этих
случаях только интересы человеческой личности волнуют и потрясают
впечатлительные нервы художника. Спор о том, что годится нам лучше, западная
ли наука или восточная рутина, не может иметь никакого интереса для
художника; эпитеты: западная и восточная, в которых, по мнению борцов
различных партий, заключается вся сила, откидываются в уме художника или
даже вообще умного человека. Он рассматривает просто науку и рутину,
движение и застои, как два различные состояния человеческого мозга; он
одинаково легко отрешается от узкой англомании московских доктринеров м и от
тупого патриотизма славянофилов; способность сочувствовать всему
человеческому, всему живому и естественному, способность, составляющая
необходимую принадлежность истинного художника, дает ему возможность видеть
хорошие стороны самых противоположных между собою явлений и ни под каким
видом не позволяет ему делаться рабом какой бы то ни было головной теории.
Наш брат-работник часто вдается в крайность и вследствие этого
противоречит самому себе; полемизируя против вредной идеи, мы
противопоставляем ей тот принцип, который считаем хорошим, и часто,
увлекаясь благородным жаром, проводим этот принцип до последних, в
действительности невозможных, пределов; мы пересаливаем, как партизаны, как
люди партии, и в эти минуты художник, понимающий как-то инстинктивно правду
и ложь всякого дела, может нарисовать нас и воспроизвести в одно время и
благородное побуждение, заставляющее нас кричать и бесноваться, и смешные
крайности, до которых доводит нас увлечение. Так поступили Писемский и
Тургенев в отношении к явлениям, произведенным у нас на Руси влиянием
цивилизации; они отнеслись совершенно беспощадно к той дикой почве, на
которой разбрасываются семена нежного, европейского растения; ни Писемского,
ни Тургенева нельзя упрекнуть в тупом пристрастии к патриархальности; но, с
другой стороны, их нисколько не подкупил блеск той цивилизации, которая
делает чудеса в Америке и в Англии: \"Блестеть-то она блестит, - говорят наши
романисты, - да каково-то у нас она принимается? Ведь теперь период порыва и
страсти, и много уродливых, много жалких явлений, много крикливых
диссонансов происходит от сшибки общечеловеческого элемента с Домостроем\".
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41