"Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
стоинство, - может заметить читатель; я с этим
совершенно согласен, но именно это отрицательное достоинство в наше время
так редко, что его стоит отметить там, где мы его замечаем. Читая романы
Писемского и Тургенева, приятно сознавать, что каждая строчка их
произведений - не фраза, брошенная для удовольствия тех или других
читателей, а действительное выражение действительно существующего в авторе
чувства или воззрения. С этими чувствами и воззрениями можно не соглашаться,
но их нельзя не уважать, потому что право на уважение имеет всякое искреннее
убеждение.
Существенное различие между Тургеневым и Писемским бросается в глаза
при самом беглом обзоре их произведений; это различие было не раз отмечено в
нашей критике; еще недавно г. А. Григорьев назвал Писемского представителем
реализма, и Тургенева - представителем и чуть ли не последним могиканом
идеализма. {10} Такого рода разграничение обыкновенно ведет к спору о
сравнительном достоинстве этих двух направлений и, следовательно, заводит в
такую глубь эстетики, которою, как мне кажется, было бы бесполезно и
невежливо утомлять читателя. Для меня Тургенев и Писемский важны настолько,
насколько они разъясняют явления жизни; следовательно, для меня всего
интереснее отношения их к изображаемым ими типам. Что же касается до того,
как каждый из них рисует явления и картины, то этот вопрос имеет для меня
совершенно второстепенный интерес. Пусть один рисует крупными штрихами, а
другой с любовью отделывает подробности - все равно; они могут сходиться
между собою в результатах. Разбирать манеру писателя и отделять ее от манеры
другого писателя - почти то же самое, что писать стилистическое
исследование; это, конечно, важно для характеристики писателя, но это не
может служить ответом на наш вопрос: что сделали Тургенев и Писемский для
нашего общественного сознания? - Чтобы сколько-нибудь разрешить этот важный
и интересный вопрос, надо обратиться к остову романов и повестей наших
литераторов, взглянуть на них почти a vol d\'oiseau, {С птичьего полета
(франц.). - Ред.} отметить выдающиеся типы и, главное, отдать себе ясный
отчет в отношении авторов к этим типам.
При теперешнем положении женщины в обществе и в семействе мужчина
является необходимым и единственным проводником идей, носящихся в воздухе
эпохи, - в те домашние кружки, которые заменяют нам общество. Под влиянием
этих идей, понятых так или иначе, складываются обстоятельства жизни,
формируются характеры, определяются направления мысли и деятельности.
Мужчины приходят в непосредственные столкновения с жизнью; они серьезно
учатся, служат, обделывают жизнь в ту или в другую форму, смотря по своим
силам и по обстоятельствам времени и места. Женщины в настоящее время
зависят от мужчин в отношении к своему материальному положению, в отношении
к своему развитию, к взгляду на жизнь, к тому складу и направлению, которое
принимает все их существование.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41