"Дмитрий Иванович Писарев. Писемский, Тургенев и Гончаров"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
тью, первые четыре рифмы убаюкали вас
своим мерным падением, и вы дочитываете до конца, находясь в состоянии
приятной полудремоты и потеряв всякую способность, да и всякое желание
отнестись критически к прочитанному произведению. Такого рода чтение
действительно хорошо в гигиеническом отношении после обеда, и кроме того,
такого рода стихотворения очень полезны в типографском отношении, для
пополнения белых полос, т. е. страниц между серьезными статьями и
художественными произведениями, помещающимися в журналах. Но знаете ли, что
часто случается? Джентльмен, наполнивший гладкими пустячками штук полтораста
таких белых полос, производится в русские поэты, становится авторитетом,
издает собрание своих стихотворений и начинает помышлять о признательности
потомства, о монументе aere perennius. {Прочнее меди (выражение из оды
Горация). - Ред.} Я совершенно согласен признать за ними права на монумент,
но позволю себе только дать читателю таких поэтов один совет: попробуйте,
милостивый государь, переложить два-три хорошенькие стихотворения Фета,
Полонского, Щербины или Бенедиктова в прозу и прочтите их таким образом.
Тогда всплывут наверх, подобно деревянному маслу, два драгоценные свойства
этих стихотворений: во-первых, неподражаемая мелкость основной идеи и,
во-вторых, колоссальная напыщенность формы; вам покажется, будто вы по
ошибке раскрыли том сочинений Марлинского, вы припомните семейство Манилова
или даже надписи на конфектных билетиках, вы закроете книгу и, вероятно,
согласитесь с моим мнением. Мне кажется, что в стихах, как и в прозе, прежде
всего нужна мысль; отсутствие мысли может быть замаскировано фантастическими
арабесками и затушевано гладкостью и музыкальностью стихов; но то, что
лишено мысли, никогда не произведет сильного впечатления.
У наших лириков, за исключением гг. Майкова и Некрасова, нет никакого
внутреннего содержания; они не настолько развиты, чтобы стоять в уровень с
идеями века; они не настолько умны, чтобы собственными силами здравого
смысла выхватить эти идеи из воздуха эпохи; они не настолько впечатлительны,
чтобы, смотря на окружающие их явления обыденной жизни, отражать в своих
произведениях физиономию этой жизни с ее бедностью и печалью. Им доступны
только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира;
как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно
при такой-то разлуке, что шевельнулось в груди при воспоминании о такой-то
минуте, - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень
мило, только уж больно мелко; кому до этого дело и кому охота вооружаться
терпеньем и микроскопом, чтобы через несколько десятков стихотворений
следить за тем, каким манером любит свою возлюбленную г. Фет, или г. Мей,
или г. Полонский? Поучитесь-ка лучше, гг. лирики, почитайте да подумайте!
Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха
занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже, и поважнее
ваших любовных похождений и нежных чувствований.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41