"Житие как жанр древнерусской литературы"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12
т, и на углие фимиам възложив, в свою келью отходит, братиям же
дивящимься, видевше святаго толико изнемогъша, и паки толику крепость приемъша. Игумен же в трапезу
отходит и к святому брашно посылает, вкусити тому повелевает. Пришедъшии же от игумена и внидоша в келйю
святаго, и видевше того к господу отшедша, и руце крестаобразно согбене имуща, и образом, яко спяща и
благоухания многа испущающа». Далее описывается плач при погребении Михаила; причем его оплакивают не
только монахи и архиепископ «с всем священным собором», но и весь народ: люди спешат на похороны,
«быстринам речным подобящася, слезы же непрестанно лиюще». Словом, житие приобретает под пером
нового редактора Василия Тучкова именно тот вид, в каком бы создал его, например, Пахомий Логофет. Эти
попытки отойти от канонов, впустить в литературу дыхание жизни, решиться на литературный вымысел,
отрешиться от прямолинейной дидактики проявились не только в житиях. Жанр житийной литературы продолжал
развиваться и в XVII – XVIII веках: «Сказание о роскошном житии и веселии»; «Житие протопопа Аввакума»
(1672 г.); «Житие патриарха Иоакима Савелова» (1690 г.); «Житие Симона Воломского», конец XVII века;
«Житие Александра Невского». Автобиографический момент по-разному закрепляется в XVII в.: здесь и житие
матери, составленное сыном («Повесть об Улиании Осоргиной»); и «Азбука», составленная от лица «голого и
небогатого человека»; и «Послание дворительное недругу»; и собственно автобиографии — Аввакума и
Епифания, написанные одновременно в одной земляной тюрьме в Пустозерске и представляющие собой
своеобразный диптих. «Житие протопопа Аввакума» — первое автобиографическое произведение русской
литературы, в котором протопоп Аввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной жизни. Говоря о
сочинении протопопа Аввакума, А. Н. Толстой писал: «Это были гениальные «житие» и «послания» бунтаря,
неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в
Пустозерске. Речь Аввакума — вся на жесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие
рассказчика, его жесты, его голос».
Заключение
Изучив поэтику отдельных произведений древнерусской литературы, мы сделали вывод об особенностях
жанра жития. Житие — жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. В данном жанре
существуют разные агиографические типы: житие-мартирия (рассказ о мученической смерти святого),
монашеское житие (рассказ обо всем жизненном пути праведника, его благочестии, аскетизме, творимых им
чудесах и т. д.). Характерные черты агиографического канона — холодная рассудочность, осознанная
отрешенность от конкретных фактов, имен, реалий, театральность и искусственная патетика драматических
эпизодов, наличие таких элементов жития святого, о каких у агиографа не было ни малейших сведений. Очень
важен для жанра монашеского жития момент чуда, откровения (способность к учению — божий дар). Именно
чудо вносит движение и развитие в биографию святого.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12