Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Житие как жанр древнерусской литературы"

"Житие как жанр древнерусской литературы"

Свободная тема - все сочинения

Страница: 1  2  3  4  [ 5 ]  6  7  8  9  10  11  12  

но, в другом. Во-
первых, это жития разных типов. Житие Бориса и Глеба — житие-мартирий, то есть рассказ о мученической
смерти святого; эта основная тема определяла и художественную структуру такого жития, резкость
противопоставления добра и зла, мученика и его мучителей диктовала особую напряженность и «плакатную»
прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть томительно долгой и до предела нравоучительной.
Поэтому в житиях-мартириях, как правило, подробно описываются истязания мученика, а его смерть
происходит как бы в несколько этапов, чтобы читатель подольше сопереживал герою. В то же время герой
обращается с пространными молитвами к богу, в которых раскрываются его стойкость и покорность и
обличается вся тяжесть преступления его убийц. «Житие Феодосия Печерского» — типичное монашеское
житие, рассказ о благочестивом, кротком, трудолюбивом праведнике, вся жизнь которого — непрерывный
подвиг. В нем множество бытовых коллизий: сцен общения святого с иноками, мирянами, князьями,
грешниками; кроме того, в житиях этого типа обязательным компонентом являются чудеса, которые творит
святой, а это привносит в житие элемент сюжетной занимательности, требует от автора немалого искусства,
чтобы чудо было описано эффектно и правдоподобно. Средневековые агиографы хорошо понимали, что
эффект чуда особенно хорошо достигается при сочетании сугубо реалистических бытовых подробностей с
описанием действия потусторонних сил — явлений ангелов, пакостей, чинимых бесами, видений и т. д.
Композиция «Жития» традиционна: есть и пространное вступление, и рассказ о детстве святого. Но уже в этом
повествовании о рождении, детских и отроческих годах Феодосия происходит невольное столкновение
традиционных штампов и жизненной правды. Традиционно упоминание благочестия родителей Феодосия,
многозначительна сцена наречения имени младенцу: священник нарекает его «Феодосием» (что значит
«данный богу»), так как «сердечными очами» предвидел, что тот «хощеть измлада богу датися». Традиционно
упоминание о том, как мальчик Феодосий «хожаше по вся дьни в цьркъвь божию» и не подходил к играющим на
улице сверстникам. Однако образ матери Феодосия совершенно нетрадиционный, полный несомненной
индивидуальности. Она была физически сильной, с грубым мужским голосом; страстно любя сына, она, тем не
менее, никак не может примириться с тем, что он — отрок из весьма состоятельной семьи — не помышляет
унаследовать ее сел и «рабов», что он ходит в ветхой одежде, наотрез отказываясь надеть «светлую» и
чистую, и тем наносит поношение семье, что проводит время в молитвах или за печением просфор. Мать не
останавливается ни перед чем, чтобы переломить экзальтированную благочестивость сына (в этом и парадокс
— родители Феодосия представлены агиографом как благочестивые и богобоязненные люди!), она жестоко
избивает его, сажает на цепь, срывает с тела отрока вериги. Когда Феодосию удается уйти в Киев в надежде
постричься в одном из тамошних монастырей, мать объявляет большое вознаграждение тому, кто укажет ей
местонахождение сына.


Страница: 1  2  3  4  [ 5 ]  6  7  8  9  10  11  12  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz