"Житие как жанр древнерусской литературы"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ографии, проявляют, как мы увидим далее, завидную самостоятельность и
обнаруживают высокое литературное мастерство.
Житие как жанр древнерусской литературы
В XI – начале XII в. создаются первые русские жития: два жития Бориса и Глеба, «Житие Феодосия
Печерского», «Житие Антония Печерского» (до нового времени не сохранившееся). Их написание было не
только литературным фактом, но и важным звеном в идеологической политике Русского государства. В это
время русские князья настойчиво добиваются у константинопольского патриарха прав на канонизацию своих,
русских святых, что существенно повысило бы авторитет русской церкви. Создание жития являлось
непременным условием канонизации святого. Мы рассмотрим здесь одно из житий Бориса и Глеба — «Чтение о
житии и о погублении» Бориса и Глеба и «Житие Феодосия Печерского». Оба жития написаны Нестором.
Сопоставление их особенно интересно, поскольку они представляют два агиографических типа — жития-
мартирия (рассказа о мученической смерти святого) и монашеского жития, в котором повествуется обо всем
жизненном пути праведника, его благочестии, аскетизме, творимых им чудесах и т. д. Нестор, разумеется,
учитывал требования византийского агиографического канона. Не вызывает сомнения и то, что он знал
переводные византийские жития. Но при этом он проявил такую художественную самостоятельность, такой
незаурядный талант, что уже создание этих двух шедевров делает его одним из выдающихся древнерусских
писателей.
Особенности жанра жития первых русских святых
«Чтение о Борисе и Глебе» открывается пространным введением, в котором излагается вся история
человеческого рода: сотворение Адама и Евы, их грехопадение, обличается «идолопоклонство» людей,
вспоминается, как учил и был распят Христос, пришедший спасти род человеческий, как стали проповедовать
новое учение апостолы и восторжествовала новая вера. Лишь Русь оставалась «в первой (прежней) прелести
идольской (оставалась языческой)». Владимир крестил Русь, и этот акт изображается как всеобщее торжество
и радость: радуются люди, спешащие принять христианство, и ни один из них не противится и даже не «глаголет»
«вопреки» воле князя, радуется и сам Владимир, видя «теплую веру» новообращенных христиан. Такова
предыстория злодейского убийства Бориса и Глеба Святополком. Святополк помышляет и действует по козням
дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового
исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы бога и
дьявола, и каждой ситуации, каждому поступку Нестор подыскивает аналогию, прообраз в прошлой истории.
Поэтому решение Владимира крестить Русь приводит к сопоставлению его с Евстафием Плакидой
(византийским святым, о житии которого речь шла выше) на том основании, что Владимиру, как «древле
Плакиде», бог «спону (в данном случае — болезнь) некаку наведе», после чего князь решил креститься.
Владимир сопоставляется и с Константином Великим, которого христианская историография почитала как
императора, провозгласившего христианство государственной религией Византии.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12