"Житие как жанр древнерусской литературы"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12
стерство, ошеломить
читателя бесконечным рядом эпитетов или синонимических метафор или, создав длинные цепи однокоренных
слов, заставить его вдуматься в стершийся смысл обозначаемых ими понятий. Этот прием и получил название
«плетения словес». Иллюстрируя писательскую манеру Епифания Премудрого, исследователи чаще всего
обращаются к его «Житию Стефана Пермского», а в пределах этого жития — к знаменитой похвале Стефану, в
которой искусство «плетения словес» (кстати, здесь оно именно так и названо) находит, пожалуй, наиболее
яркое выражение. Приведем фрагмент из этой похвалы, обратив внимание и на игру словом «слово», и на
ряды параллельных грамматических конструкций: «Да и аз многогрешный и неразумный, последуя словеси
похвалений твоих, слово плетущи и слово плодящи, и словом почтити мнящи, и от словес похваление собирая, и
приобретая, и приплетая, паки глаголю: что тя нареку: вожа (вождя) заблудившим, обретателя погибшим,
наставника прелщеным, руководителя умом ослепленым, чистителя оскверненым, взыскателя расточеным,
стража ратным, утешителя печальным, кормителя алчущим, подателя требующим...». Епифаний нанизывает
длинную гирлянду эпитетов, словно бы стремясь полнее и точнее охарактеризовать святого. Однако точность
эта отнюдь не точность конкретности, а поиски метафорических, символических эквивалентов для определения,
по сути дела, единственного качества святого — его абсолютного совершенства во всем. В агиографии XIV –
XV вв. также широкое распространение получает принцип абстрагированности, когда из произведения «по
возможности изгоняется бытовая, политическая, военная, экономическая терминология, названия должностей,
конкретных явлений природы данной страны...» Писатель прибегает к перифразам, употребляя выражения типа
«вельможа некий», «властелин граду тому» и т. д. Устраняются и имена эпизодических персонажей, они
именуются просто как «муж некто», «некая жена», при этом прибавления «некий», «некая», «един» служат
изъятию явления из окружающей бытовой обстановки, из конкретного исторического окружения».
Агиографические принципы Епифания нашли свое продолжение в творчестве Пахомия Логофета.
Пахомий Логофет
Пахомий, серб по происхождению, приехал на Русь не позднее 1438 г. На 40 – 80-е гг. XV в. и приходится
его творчество: ему принадлежит не менее десяти житий, множество похвальных слов, служб святым и других
произведений. Пахомий, по словам В. О. Ключевского, «нигде не обнаружил значительного таланта
литературного... но он... дал русской агиографии много образцов того ровного, несколько холодного и
монотонного стиля, которому легче было подражать при самой ограниченной степени начитанности». Эту
риторическую манеру письма Пахомия, его сюжетную упрощенность и традиционность можно
проиллюстрировать хотя бы на таком примере. Нестор очень живо и естественно описывал обстоятельства
пострижения Феодосия Печерского, как отговаривал его Антоний, напоминая юноше о трудностях, ожидающих
его на пути монашеского подвижничества, как всеми способами пыталась вернуть Феодосия к мирской жизни
его мать.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12