"Житие как жанр древнерусской литературы"
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12
ко скромно, что не знавшие его принимали за монастырского повара), дерзко
обращается к нему: «Чьрноризьче! Се бо ты по вься дьни пороздьнъ еси, аз же трудьн сый (вот ты все дни
бездельничаешь, а я тружусь). Не могу на кони ехати. Но сице сътвориве (сделаем так): да аз ти лягу на возе,
ты же могый на кони ехати». Феодосий соглашается. Но по мере приближения к монастырю все чаще
встречаются люди, знающие Феодосия. Они почтительно кланяются ему, и отрок понемногу начинает
тревожиться: кто же этот всем известный монах, хотя и в убогой одежде? Он совсем приходит в ужас, когда
видит, с каким почетом встречает Феодосия монастырская братия. Однако игумен не упрекает возницу и даже
велит его накормить и заплатить ему. Не будем гадать, был ли такой случай с самим Феодосием. Несомненно
другое — Нестор мог и умел описывать подобные коллизии, это был писатель большого таланта, и та
условность, с которой мы встречаемся в произведениях древнерусской литературы, не является следствием
неумения или особого средневекового мышления. Когда речь идет о самом понимании явлений
действительности, то следует говорить лишь об особом художественном мышлении, то есть о представлениях,
как следует изображать эту действительность в памятниках определенных литературных жанров. В течение
последующих веков будут написаны многие десятки различных житий — велеречивых и простых, примитивных и
формальных или, напротив, жизненных и искренних. О некоторых из них нам придется говорить в дальнейшем.
Нестор же был одним из первых русских агиографов, и традиции его творчества найдут продолжение и
развитие в сочинениях его последователей.
Жанр житийной литературы в XIV – XVI веках
Жанр житийной литературы получил широкое распространение в древнерусской литературе: «Житие
царевича Петра Ордынского, Ростовского (XIII век)», «Житие Прокопия Устюжского» (XIV век).
Епифаний Премудрый
Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух
обширных житий — «Жития Стефана Пермского» (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них
азбуку на родном языке), написанного в конце XIV в., и «Жития Сергия Радонежского», созданного в 1417 –
1418 гг. Основной принцип, из которого исходит в своем творчестве Епифаний Премудрый, состоит в том, что
агиограф, описывая житие святого, должен всеми средствами показать исключительность своего героя,
величие его подвига, отрешенность его поступков от всего обыденного, земного. Отсюда и стремление к
эмоциональному, яркому, украшенному языку, отличающемуся от обыденной речи. Жития Епифания
переполнены цитатами из Священного писания, ибо подвиг его героев должен найти аналогии в библейской
истории. Для них характерно демонстративное стремление автора заявить о своем творческом бессилии, о
тщетности своих попыток найти нужный словесный эквивалент изображаемому высокому явлению. Но именно
эта имитация и позволяет Епифанию продемонстрировать все свое литературное мастерство, ошеломить
читателя бесконечным рядом эпитетов или синонимических метафор или, создав длинные цепи однокоренных
слов, заставить его вдуматься в стершийся смысл обозначаемых ими понятий.
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12