"\"АРИОН\" - романсы на сnихи А.С.Пушкина"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12
Недаром назвал композитор свое произведение «Грузинская песня».
Может удивить, что грузинская песня могла всколыхнуть воспоминания Пушкина, ведь в Грузии он побывает лишь в 1829 году, а первая его ссылка ограничилась Северным Кавказом. Однако и там были распространены грузинские песни:
Поет ему и песни гор,
И песни Грузии счастливой.
Но текст оказался для Глинки второстепенным. Сложную и тонкую ткань музыкальных ассоциаций Пушкина он подменил воспроизведением простого народного мотива.
Таково было первое произведение совсем еще молодого композитора на текст великого поэта. Впоследствии гениальный Глинка с глубоким проникновением истолковывал произведения Пушкина, его оперы --- вершина камерной музыки.
О личном знакомстве Глинки с Пушкиным рассказывает сам композитор в своих «Записках»: «Я часто видался с известнейшим поэтом нашим Алекс. Серг. Пушкиным и пользовался знакомством до самой его кончины».
Как отнесся Пушкин к «Грузинской песне» Глинки --- неизвестно. Но не слышать ее не мог.
А 13 декабря 1836 года на обеде у А.В. Всеволожского Пушкин и его друзья --- Жуковский и Вяземский --- исполнили написанный ими «Канон в честь Глинки» на музыку Одоевского и Виельгорского. Четвертый куплет написал Пушкин:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
«Пушкин ко мне пристал, --- сообщает Верстовский Шевыреву, --- чтоб я написал музыку Казака из «Полтавы». --- Посылаю его к Вам. --- Мысль пришла недурная выразить галопом всю музыку. --- Пусть фортепьянист сыграет Вам, а в пении вспомните меня…» ( письмо от 29 мая 1829 года ).
Стихи эти выделяются из поэмы, --- написаны они строфами, в отличии от текста поэмы со свободным расположением рифм.
Такого рода вставные эпизоды песенного типа встречаются в поэмах Пушкина: песнь девы « Ложиться в поле мрак ночной… » ( « Руслан и Людмила » ); Черкесская песня --- « В реке бежит гремучий вал… » ( «Кавказский пленник»); татарская песня « Дарует небо человеку…» ( « Бахчисарайский фонтан » ); «Птичка божия не знает…» и « Старый муж… » ( « Цыганы » ). Эти песенные эпизоды особенно манили композиторов. Колоритные, характерные, они давали возможность даже не очень талантливому композитору имитировать характер музыки различных народностей.
Мы рассказали лишь о нескольких романсах и песнях на слова Пушкина, написанных при его жизни. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня. Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Кюи, Рахманинов, Метнер оставили нам прекрасные образцы лирических интерпретаций поэзии Пушкина. И Прокофьев, и молодые композиторы отдают дань своих восторгов его бессмертной музе. И не далее, как в последние годы, слава Пушкина захватила уже и западную музыку. Английский композитор Бриттен овладел русскими текстами шести стихотворений Пушкина и написал на них романсы.
Список используемой литературы:
• В. Васина-Гроссман. «Первая книга о музыке», 1988, «Музыка», Москва.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12