"\"АРИОН\" - романсы на сnихи А.С.Пушкина"
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12
ных стиха). Титов растянул двухстопный стих на три такта, а Верстовский повторил его, переделав его тем самым в четырехстопный.
Романсы Николая Сергеевича Титова, не отличаясь ни глубиной, ни оригинальностью, привлекают задушевностью, чем и объясняется популярность в свое время романсов этого офицера, так много музыки написавшего на стихи Пушкина.
Позднее на текст «Певца» было написано еще много романсов. Помимо совершенно забытых дилетантов, мы видим имена Антона Рубинштейна и Чайковского, открывшего свою оперу «Евгений Онегин» дуэтом Татьяны и Ольги на текст этой юношеской элегии Пушкина.
Из прекрасного цикла элегий, посвященных первой любви поэта, еще одно стихотворение --- «К Морфею» было положено на музыку. Другой Титов --- Николай Алексеевич, типичный дилетант, поднялся в этом романсе до большой выразительности. Он послушен каждой интонации поэта. Особенно впечатляет драматизм мелодического хода в словах «Сокрой от памяти унылой Разлуки страшный приговор».
Но последуем за Пушкиным. 1820 год. Он уже на юге.
«… Морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф (Гурзуф), где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе присылаю». Так писал Пушкин брату 24 сентября 1820 года из Кишинева, посылая ему свое стихотворение «Погасло дневное свети- ло …». Это --- одно из самых ярких и значительных произведений романтического периода творчества Пушкина. В этих стихах заложена правда пережитого, но правда, преображенная романтическим восприятием мира. Пушкин был
выслан из Петербурга, а в стихах изображает себя «искателем новых впечатлений», бежавшим из «отеческих краев».
«Читал ли «Черное море» Александра Пушкина в последнем «Сыне Отечества»?» --- спрашивал Александр Тургенев Вяземского.
«Не только читал Пушкина, но с ума сошел от его стихов,--- отвечал Вяземский. --- Что за шельма! Не я ли наговорил ему эту байронщизну:
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей.
Мне жаль, что в этой элегии дело о любви одной. Зачем не упомянуть о других неудачах сердца? Тут было где поразгуляться.»
В 1826 году элегия вошла в первый печатный сборник «Стихотворения Алек-сандра Пушкина» и сразу же была положена на музыку композитором Иосифом Геништой. По силе драматического содержания и по красоте музыкального дви-жения «Погасло дневное светило» Геништы --- явление необыкновенное в русской вокальной музыке того времени.
Пушкин услышал его, когда оно еще только было написано. Было это в том же 1826 году, когда Пушкин приехал в Москву из ссылки и читал «Бориса Годунова» в кругу молодых писателей.
Ореол славы, сопровождающий триумфальное появление Пушкина в Москве после ссылки, привел его и в салон Зинаиды Волконской. «Там стены пели, там мысли, чувства, разговоры, движения --- все было пение», --- с восторгом вспоминал Вяземский.
«В Москве, --- рассказывал он же, --- дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества.
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12