"\"АРИОН\" - романсы на сnихи А.С.Пушкина"
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12
мому строгому критику на вопрос: «Но не ужли сия музыка совершенна?» --- «Нет, отвечаю я, --- может быть, и есть в ней ошибки, но сила чувств, новость мыслей сего произведения не позволили мне заметить оных ошибок в первую минуту восторга. Ошибки заметит хладное время; теперь же я могу только вспомнить, как трепетное ожидание волновало мою душу при стихе:
В покой отдаленный вхожу я один,
Ожидание, которое не возбуждается при чтении сего стиха, но необходимое для перехода к следующему, что совершенно постигнул г. Верстовский; помню и сей смелый переход: «не взвидел я света и проч., стенания: «я помню моленья» и проч. и теперь еще отзываются в слухе моем; и теперь еще меня приводит в содрогание стих:
С тех пор не целую прелестных очей …
в коем музыкант наш умел с такою силою выразить сожаление, раскаяние и вместе еще не погасшую ярость чувствия, коих столь тесное соединение вне пределов поэзии».(Из «Вестника Европы», 1824 г., №1, стр. 65-66.).
А Николай Полевой сообщал, что «песни Пушкина сделались народными; в деревне поют его «Черную шаль». А.Н. Верстовский с большим искусством сделал на сию песню музыку, и доныне жители Москвы не наслушаются очаровательных звуков, вполне выражающих силу стихов Пушкина».
Едва ли могли распевать в деревнях «Черную шаль» Верстовского, его драматическая музыка слишком сложна. Скорее можно предположить, что это была совсем простая музыка Виельгорского, написанная в куплетной форме.
С Верстовским, человеком необыкновенно привлекательным, Пушкин был в приятельских отношениях, были они даже на «ты». «Он --- свой человек в писательской среде, завсегдатай салонов, умеющий и поддержать беседу на литературные темы, и, подсев к роялю, очаровать собравшихся то сонатой любимого Вебера, то песней «Как на матушке, на Неве-реке», которую «часто игрывал покойному Пушкину».
Песня эта должна была покорять Пушкина не одной только прелестью своего захватывающего ритма, но и тем, что она воссоздавала увлекавший поэта образ «гиганта сторукого» --- Петра Великого.
Первым крупным произведением, написанным Пушкиным в южной ссылке, была поэма «Кавказский пленник ». Одно время поэт думал в монолог пленника, обращенный к черкешенке, ввести свое лирическое стихотворение:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стихи эти близки к настроению героя поэмы. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века». Так объяснял сам Пушкин свой замысел в письме к своему кишиневскому приятелю В.П. Горчакову.
Все оттенки чувств пушкинской элегии стремится передать в романсе «Я пережил свои желанья…» Н.С. Титов. Чтобы верно следовать за развитием лирической мысли поэта, композитор отказался от куплетной формы, более легкой и естественной для стихотворения, написанного строфами.
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12