Пушкин "Руслан и Людмила" - сочинение "О поэме Пушкина Руслан и Людмила"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12всего смыслового каркаса повествования явилась тема достижения субъектности князя Руслана с последующим его преодолением. Поэтому можно утверждать, что получив идею республиканства с запада с его проповедью субъектности человеческого существа, Пушкин, вместе с умеющим мыслить Русланом, принимает ее лишь как временный продукт, и только лишь для того, чтобы иметь возможность изменить ее и утвердить новую, свою собственную мифологему, иначе говоря – способ видения этого мира.
Отметим, что идею республиканского строя, вживленную в конкретную государственную реальность, поэт продвигает в другой сказке – «Сказке о царе Салтане…». Между двумя этими работами лежит вся основная творческая жизнь Пушкина и то, что в конце своего пути он не отверг, а подтвердил свою раннюю мысль, только подчеркивает ее важность для тогдашней России. Да и не только для тогдашней, и не только для России…
Приложение. Чтобы не загружать наше исследование, в основном тексте мы не касались темы политических прототипов тех или иных персонажей. Однако по поводу фигуры Черномора и его брата-великана все же хочется высказать пару предположений.
Весьма вероятно, что по поводу колдуна Пушкин имел в виду не конкретное лицо (тем более, что Черномор обрисован весьма комично и гротескно, а боязнь цензуры не позволяло так-вот, «в лоб», смеяться над сильными мира сего), а собирательно – крымских ханов. Те тоже брили голову, территориально имели малые владения (отсюда образ карлика) и очень сильно досаждали России своими набегами на южные районы и пленением тамошних жителей в большом количестве (с последующей переброской их своему сюзерену Турции). Кроме того, крымское ханство вошло в подчинение России за несколько десятилетий до рождения Пушкина, поэтому сказ о Черноморе вполне подходит под обозначение «преданья старины глубокой» – с одной стороны, а с другой – проигравший враг через некоторое время выглядит слабее, чем он был на самом деле, и по его поводу вполне естественно некоторое высокомерное состояние победителя с вырисовыванием его этаким карликом с дутой силой. Наконец, можно обратить внимание на схожесть описания сада Черномора с его разнообразной природой, скалами, водопадами и проч. – с природой Крыма.
Что же касается говорящей головы, то для интерпретации этого персонажа необходимо учесть следующее. Во-первых, следует иметь в виду ее родство с Черномором. Во-вторых, она глупа, и при этом когда-то принадлежала телу великана-воина. В третьих, она, после совершения мщения над Черномором, умирает. Учет этих фактов позволяет прийти к выводу, что «голова» представляет собой образ предводителей народных бунтов, подготовленных заграницей (от конкретных наименований я воздержусь). Действительно, еще до образования Крымского ханства полуостров Крым и прилегающие к нему территории (в частности, Тьмутаракань – нынешние Сочи) контролировались русскими и населялись или родственными, или, во всяком случае, между собой мирно живущими народами. Однако впоследствии там возникло Крымское ханство «Семейства нашего позор», враждебное России и занимающееся созданием смуты в ее южных землях среди казачества (которое представляло собой народ-войско, защищающий отечество).
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12