Пушкин "Руслан и Людмила" - сочинение "О поэме Пушкина Руслан и Людмила"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12я, тем самым подтверждает правильность движения Руслана – в сторону от надуманности, от односторонней субъектности.
Но куда же именно следует двигаться? Ответ на этот вопрос дается в следующей сцене, когда наш герой очень хорошо, по-доброму встречается со своим другом Ратмиром. Тот оставил безумства телесных наслаждений и живет гармоничной семейной жизнью. Руслан явно принимает такую ситуацию, а значит – утверждает в себе аналогичный настрой – на семейную гармонию, т.е. на то, чтобы соответствовать своей Людмиле. По сути, у друга он перенял настрой по приятию жизни, как она есть: Руслан-субъект посмотрел в сторону жизни. После этого ему уже как воздух нужен рывок в действительность, т.е. возрождение в новом качестве. И он его получает в виде смерти от руки предателя Фарлафа с последующим оживлением «мертвою» и «живою» водою, которой окропил тело князя прозорливый Финн. При этом вот как описывается возвращение героя к жизни:
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает,
Как безобразный сон, как тень,
Пред ним минувшее мелькает.
(Песнь шестая)
Все, он в реальности, и все, что было с ним ранее – «Как безобразный сон, как тень». Причем, это касается не только его тяжелого сна с предчувствием смерти, но в большей степени это относится вообще ко всей предыдущей жизни героя. Более того, не будет ошибкой, если под сном понимать все существование героя вне блага, без него. А теперь он другой. При этом, поскольку с ним остался побежденный Черномор и борода на шлеме, то все его подвиги остались при нем, и он по-прежнему являет собой заслуженно легендарного героя. Он преодолел свою субъектность, оставив при себе все ценное из «минувшего». И хотя Людмила за время его «смерти» украдена, но он вполне готов (приготовлен) доказать, что имеет абсолютно полное право на нее. После «реинкарнации» он не просто является абстрактной сущностью геройского мифа, лишь в теории имеющий отношение к общности (вроде того, что все абстрактное имеет общий характер). Он, несущий на себе символ победы над злом в виде бороды карлы (так что даже одно только его лицо должно смутить врагов), в реальности спасает Киев от нашествия печенегов. В результате происходит волшебство, и от простого прикасания кольца Финна княжна оживает, просыпается и наступает действительное счастье, счастье в благе. Разумеется, это волшебство подготовлено Русланом: он доказал свою полную (над- или сверх-субъектную) имманентность благу, и он его получил. Причем, поскольку в конце поэмы мы видим всеобщее веселье, то это благо в виде счастья оказалось доступным для всех.
Ну вот, мы, наконец, произвели приблизительный пошаговый анализ поэмы и показали, что поэт ближайшим образом стремился показать силу всеобщности. Сила эта – в ее имманентности благу. Однако чтобы понять общий замысел поэта, необходимо взглянуть на весь пройденный путь и оценить его целиком. Что мы имеем? Мы имеем те «Преданья старины глубокой», в которых повествуется о событиях на Руси (согласно прологу).
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12