Пушкин "Руслан и Людмила" - сочинение "О поэме Пушкина Руслан и Людмила"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12м своем естестве? Но, видимо, не устраивали Пушкина представления о голой субъектности человека, иначе бы Людмила сразу в саду Черномора предстала перед Русланом в добром здравии, не спящей.
Судя по всему, Руслан после всех своих свершений не получил свою жену в нужном виде потому, что был не вполне готов к этому, как не готова простая субъектная устроенность жить в этом мире. Его имманентность благу была не вполне созревшей. Что же ему не хватало? Не хватало связи с реальностью. Ведь до сих пор все действия Руслана усиливали его абстрактную сущность, усиливали в нем субъекта. Благо же корнями своими всегда вживлена в реальность. Конечно, Руслан, победив Черномора на конкретном основании – на земле – повернул свой вектор развития в сторону всамделишной жизни, но только повернул, не более того. Он получил статус великого мифологического героя, смог в этом состоянии обнаружить истину как сущность, имеющую смысл лишь в состоянии абстрагирования. Однако абстракция – только одно из оснований блага. Другое ее основание – реальность. А вот от реальности-то Руслан оторвался, и теперь ему важно действие, которое обеспечило бы ему необходимую материализацию. Можно сказать, что до сих пор Руслан учился абстрактности и субъектности. Но чтобы получить благо требуется соединение абстрактности и реальности, а все рассуждения соотносить с самой жизнью. По-сути, автор здесь явно утверждает себя в качестве критика панлогизма (эта его позиция в пушкиноведении более известна как борьба с западным романтизмом), требующего преодоления (не уничтожения!) взгляда на человека лишь как на субъекта. Итогом этой интенции будет всеобщность. Ведь только всеобщности благо открывается в полной своей красоте и жизненности.
Руслану требуется преобразование-очищение, в результате которого он увидит себя вписанным в действительную реальность и сможет оторваться от голых мыслительных схем, таких же фантазийных, как и тот сад Черномора, в котором он нашел свою Людмилу.
Сад он разгромил и схемы разрушил, и то, что эти действия не были случайными, он подтверждает при повторной сцене с «головой». В самом деле, говорящая голова принадлежит брату Черномора и поэтому имеет с ним скрытую общую пуповину, как уже говорилось – пуповину принадлежности к мифу и обману (один – не сила, а псевдосила вследствие своей глупости, другой – вследствие хитро надутого величия). Когда князь взбирался на вершину своей субъектности, победа над «головой» дала ему право полагать себя готовым к противоборству с Черномором. Теперь же, после обнаружения падения силы колдуна, т.е. после преодоления Русланом сплошной фантазийности (абстрактности), «голова» не только видит исполненность своей мечты (месть злодею), после которой должна умереть (о чем она сообщает Руслану в конце третьей песни), но и обнаруживает, что жизнь надуманной мифологемы кончилась, и ей тоже, не имеющей вследствие этого никаких оснований для своего существования, надо уходить из жизни. «Голова» – как олицетворение всякой надуманности – умирая, тем самым подтверждает правильность движения Руслана – в сторону от надуманности, от односторонней субъектности.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12