Пушкин "Руслан и Людмила" - сочинение "О поэме Пушкина Руслан и Людмила"
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12се в порядке? Да нет, думается, что предлагаемая схема вполне адекватная. Просто надо иметь в виду, что у Пушкина не бывает ничего застывшего, все его произведения есть воплощенная динамика. Так же и «Руслан и Людмила» не имеет в себе закостеневшую матрицу, но представляет собой вызревающий из самого себя цветок, каждый вздох жизни которого уникален и обусловлен всем предыдущим ходом действия.
Дело в том, что Руслан взбирался до уровня абстрактной сущности (легенды), чтобы сравняться по статусу с Черномором и получить возможность вступить с ним в схватку (об этом мы говорили ранее). Однако ведь схватка нужна не сама по себе, а для победы, т.е. реального преодоления колдуна. И поскольку тот является абстрактным злом, то преодоление его возможно лишь в прыжке в противоположность, но в такую противоположность, в которой удерживается и вся героическая предыстория князя (его способность к абстрагированию). Именно это и происходит во время отрубания мифологии-бороды от карлика Черномора. Здесь конкретное действие осуществляется в самой абстрактной среде, так что в итоге Руслан не только не отказался от своей благородно завоеванной эпически-героической сущности, но еще более утвердился в ней. Причем утвердился как победитель зла, обмана и спаситель абстрактной (формальной) истины, которая представляет собой застывший, неизменный (заснувший) лик блага-Людмилы. Если угодно, можно сказать так: князь, получив абстрактную сущность, на деле научился вести высокоумные беседы и поразил в логическом противоборстве Черномора неким конкретным тезисом-уликой.
Однако спасти формальную истину от зла еще не значит возродить к жизни благо как оно есть. Здесь нужно еще что-то. В поэтическом оформлении это выглядит как необходимость пробудить Людмилу ото сна. Но как это сделать? Можно достаточно легко, через разрушение надуманного рая Черномора (сада) обнаружить плененную и замаскированную посредством лжи спящую Людмилу-истину. Но как ее окончательно оживить и перевести в ту сущность, которой она является (благо) – неясно. Поэтому нашему витязю ничего не остается, как просто послушать глас Финна и вести ее назад, домой, с надеждой, что там что-нибудь придумается. Везет он с собой и безбородого (бессильного) карлу-Черномора. При этом трофейную бороду Руслан не выкидывает, а прикрепляет себе на шлем, утверждая тем самым себя не просто победителем зла, а единственным носителем всякой мифологемы. Теперь только он, герой, утверждает свои мифы, и только он пользуется их силой.
И вот он такой, обновленный, изгнавший из себя примитивную физиологичность и приобредший в себе мудрую силу, должен вдохнуть жизнь в свою спящую жену-истину и возродить ее статус блага. Но доступно ли это ему? На первый взгляд ответ должен быть положительным. Ведь вот – и абстрагированность своей сущности (мифоподобность) он приобрел, и синтезировал эту абстрагированность с конкретным актом. Если сказать просто, то он стал субъектом. Казалось бы, чего еще надо, чтобы перед ним раскрылось благо в полном своем естестве? Но, видимо, не устраивали Пушкина представления о голой субъектности человека, иначе бы Людмила сразу в саду Черномора предстала перед Русланом в добром здравии, не спящей.
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12