"Библейские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева"
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8
создающий, так и наказывающий, губящий. Его оружие — это стихии: воды,
огня, воздуха.
Проблема разлада человека с природой
Тема разлада с природой впервые наиболее определенно представлена в стихотворении “Итальянская
villa”, где природа спит в блаженном сне, а в человеке течет “злая жизнь”. “Злая жизнь” разрушила гармонию
природы. Причина разлада с природой заключена, во-первых, в самом человеке. Не природа отвергает его, а
он сам, погруженный в “злые” страсти человеческой жизни, не в силах принять в себя гармонический
“благодатный” мир природы.
Конец света в Апокалипсисе тоже связан с тем, что человек утерял истинную веру, союз с Богом, не
соблюдал данных заповедей, вел грешную жизнь, идущую вразлад с волей Бога.
Во-вторых, общий строй бытия природы таков, что живая индивидуальность выделена из него. Природа
долговечна, а существование человека скоротечно, у природы свои закономерности жизни, отличные от
человеческих.
Хотя разладу человека с природой отводится очень много места в поэзии Тютчева, главное в его стихах
— утверждение возможности слияния, благотворного, нравственно очищающего влияния природы на человека.
Единение с природой представляется не как мгновенное состояние человека, а более или менее длительное:
“Весь день в бездействии глубоком весенний теплый воздух пить”, весеннее единение с природой отнюдь не
мгновенно. Когда в финале стихотворения “Весна” поэт говорит о приобщении “человека к всемирной” жизни
“хотя на миг”, он показывает именно мгновенное слияния с природой, но идеалом его является постоянное и
близкое, как бы внутреннее общение с природой. В философской системе Тютчева на первое место выдвинут
не «самосозерцающий дух», без которого материя мертва, как у Шеллинга, а напротив, материальная природа,
с разрушением которой распадается сознание. В философской системе Тютчева подчеркнута значимость
материального бытия природы и человека.
С особой силой трагические конфликты духовного существования современного человека проявились и
запечатлелись в любовной лирике Тютчева: ведь и любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой
Тютчеву мятежной жизни — стихийной и, по слову самого поэта, — “роковой”. Любовная поэзия Тютчева — это
целая повесть, в которой есть свои хаотические брожения души и гармонические разрешения. Вспомним хотя
бы “Я встретил вас — и все былое / В отжившем сердце ожило: / Я вспомнил время золотое — / И сердцу стало
так тепло…”
Комментаторы и исследователи жизни поэта скрупулезно устанавливают реальные события и образы,
стоящие за стихами (скажем, образ Амалии Крюденер, к которой обращены только что приведенные строки). В
свое время, размышляя над судьбой русских женщин, Добролюбов процитировал “безнадежно-печальные,
раздирающие душу предвещания поэта, так постоянно и беспощадно оправдывающиеся над самыми лучшими,
избранными натурами” в России, стихи Тютчева “Русской женщине”:
Вдали от солнца и природы,
Вдали от светаи искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдет незримо
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, —
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…
Тютчев совместил здесь космизм своей поэзии с живой человеческой судьбой.
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8