"Библейские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8
софские мысли поэта, которыми проникнуты созданные им образы и картины,
поэтические высказывания не представляют собой разрозненных тезисов, противоречивых обобщений,
вызванных разными событиями жизни.
Его стихи, конечно, не иллюстрация философских идей. Непосредственность эмоционального
переживания находится в глубоком единстве с мыслью поэта. Тютчев “уходил” в своих стихах от жизни. Поэзия
Тютчева — это поэзия, освобождающаяся от всего эмпирического, житейского, затемняющего вычленение
конечных проблем бытия. “Он, — заметил один критик, — как бы пришел к самому краю, загадочному
первоисточнику вселенной. Он становился у самых границ доступного миропонимание и нашел такие слова,
которые составляют предел того, что вообще можно сказать о мире и о себе”.
Лирику Тютчева обычно называют философской. В русской поэзии есть философские стихи, в которых
поэты (например, так называемые любомудры) прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному
случаю, иллюстрируя образами. Этого никак нельзя отнести к Тютчеву. Его стихи философичны только по
проблематике, по глубине, по способности выйти к конечным вопросам бытия: жизнь и смерть, вера и безверие,
хаос и космос. Но мысли и чувства поэта лишены абстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь. Его
поэзия не информация о найденном, не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска,
но сам неостановимый поиск.
Натурфилософские представления Тютчева о мире очень близки к религиозному миропониманию. И его в
стихах часто встречаются библейские мотивы. Преобладающими и наиболее ярко выраженными являются
апокалиптические мотивы.
До Тютчева к самым общим проблемам бытия вселенной поднимался Ломоносов, создавший образ
цветущей, пирующей Натуры и звездной бездны, окружающей землю. После Ломоносова проблемы, связанные
с бытием мироздания, с такой же художественной силой были обозначены в поэзии Тютчева. Именно Тютчев
целенаправленно и сосредоточенно воплотил в своей лирике натурфилософские интересы русского и
западноевропейского общества конца XVIII – начала XIX века.
Заслугой натурфилософов было осознание единства и целостности природы, взаимосвязи ее явлений,
диалектики ее развития понимание связи человека с природой. Натурфилософия конца XVIII – начала XIX века
влияла на интерес поэтов к природе, побуждала к поэтически восторженному изображению красоты живых
материальных природных сил.
Лирика Тютчева — лирика особая. Мы привычно связываем любую лирику с так называемым лирическим
героем, с ярко выраженной индивидуальностью. Лирика Лермонтова, или Блока, или Есенина — это прежде
всего определенный психологический склад, своеобразная личность. Лирика Тютчева, в сущности, лишена
такого индивидуального характера, да и стихи его чаще всего прямо не проецируются на биографию поэта.
Герой тютчевской лирики — человек, еще точнее: человек в ней есть, но нет героя в привычном смысле
этого слова. «О, нашей мысли обольщенье, / Ты, человеческое «я»…» — сказал Тютчев.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8