Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Библейские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева"

"Библейские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева"

Тютчев - все сочинения

Страница: 1  2  [ 3 ]  4  5  6  7  8  

ования догматов христианской веры.
Вообще характер Тютчева с трудом поддается описанию. Самая его способность отвлекаться от себя и
забывать свою личность объясняется тем, что в основе его духа жило искренние смирение: однако же не как
христианская высшая добродетель, а, с одной стороны, как прирожденное личное и отчасти народное свойство;
с другой стороны, как постоянное философское сознание ограниченности человеческого разума и как
постоянное же сознание своей личной нравственной немощи.
Преклоняясь умом перед высшими истинами Веры, он возводил смирение на степень философско-
нравственного исторического принципа. Поклонение человеческому я было вообще, по его мнению, тем
ложным началом, которое легло в основание исторического развития современных обществ на Западе. Его ум,
непрерывно питаемый и обогащаемый знанием, постоянно мыслил. Каждое его слово сочилось мыслью. Но так
как он был поэт, то его процесс мысли не был тем отвлеченным, холодным, логическим процессом, каким он
является, например, у многих мыслителей Германии: он не разобщался в нем с художественно-поэтической
стихией его души и весь насквозь проникался ее. При этом его уму в сильной степени присуща ирония, но не
едкая ирония скептицизма и не злая насмешка отрицания, а как свойство, нередко встречаемое в умах
особенно крепких, всесторонних и зорких, от которых не ускользают, рядом с важными и несомненными,
комические двусмысленные черты явления.
В иронии Тютчева не было ничего грубого, желчного и оскорбительного, она была всегда остра, игрива,
изящна и особенно тонко задевала замашки и обольщения человеческого самолюбия. Конечно, при таком
свойстве ума не могли же иначе, как в ироническом свете, представляться ему и самолюбивые поползновения
его собственной личности, если они только когда-нибудь возникали.
Тютчева можно назвать «духом мыслящим», неуклонно сознающим ограниченность человеческого ума, но
в котором сознание и чувство этой ограниченности не довольно восполнялись живительным началом веры;
вера, признаваемая умом, призываемая сердцем, но не владевшая или всецело, не управлявшая волей,
недостаточно освещавшая жизнь, а потому не вносившая в нее ни гармонии, ни единства. В этой
двойственности, в этом противоречии и заключался трагизм его существования. Он не находил ни успокоения
своей мысли, ни мира своей душе. Он избегал оставаться наедине с самим собой, не выдерживал одиночества
и как ни раздражался “бессмертной пошлостью людской”, по его собственному выражению, однако не в силах
был обойтись без людей, без общества даже на короткое время.
Натурфилософская мировоззренческая система мира Тютчева
Уже современники Тютчева называли его поэтом мысли. По отношению к Тютчеву мы вправе говорить не
только о мироощущении, миросозерцании, но и о его мировоззренческой системе. Правда, она получила
своеобразное выражение и воплотилась не в философском сочинении, а в полных художественного
совершенства стихах. Философские мысли поэта, которыми проникнуты созданные им образы и картины,
поэтические высказывания не представляют собой разрозненных тезисов, противоречивых обобщений,
вызванных разными событиями жизни.


Страница: 1  2  [ 3 ]  4  5  6  7  8  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz