Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Вальтер Скотт в интерпретации русских \"архаистов\""

"Вальтер Скотт в интерпретации русских \"архаистов\""

Скотт - все сочинения

Страница: 1  2  3  4  5  [ 6 ]  7  8  9  10  11  

длив - \"Иваной\", как мы уже говорили, имел зрительский успех, однако сохранившийся режиссерский экземпляр пьесы свидетельствует о том, что при постановке, чтобы не оставить зрителей \"сидеть до завтрого\", приходилось идти на жертвы и сокращать текст. Вместе с тем, если подойти к \"переделке\" не с временными мерками театрального спектакля, а с мерками художественного объема романа \"Айвенго\", то можно сказать, что пьеса отнюдь не затянута. Более того, Шаховской заботится о динамичном развитии сюжета, старается снять скоттовские ретардации. Обычно не в меру дидактичный, комедиограф стремится не переборщить с нравоучениями и сохранить амбивалентность скоттовского комизма. Вообще, Шаховской показал себя как проницательный читатель и бережный интерпретатор Скотта. Не мог он обойти и одну из центральных тем, на которой держался сюжет романа \"Айвенго\", а именно - еврейскую тему. Она во многом определяет и содержание \"Иваноя\". Нам уже приходилось обращаться к решению еврейской темы у Шаховского - в пьесе 1825 г. \"Керим-Гирей\" (по \"Бахчисарайскому фонтану\" Пушкина), куда автор драматургической \"переделки\" ввел новое лицо, жида Хаима,20 предателя, но одновременно все-таки и борца против угнетателей еврейского народа, а затем - в \"Хризомании\" 1836 г., являвшей собой переделку пушкинской \"Пиковой дамы\", где немец Германн трансформирован в еврея Ирмуса.21 Если в первом случае Шаховской еще сохраняет некоторые следы амбивалентной трактовки образа еврея, то во втором случае она уже открыто негативна. Тем интереснее, что в предшествовавшeм им \"Иваное\" Шаховской вполне следует позиции Вальтера Скотта, у которого антиеврейские настроения подаются как средневековые предрассудки, результат невежества и фанатизма, а определенные черты еврейского характера, занятий и образа жизни - как результат гонений и угнетения, обрушенных на евреев христианами.22 Шаховской приводит монолог Исаака, не оставляющий сомнения в авторской позиции: Да, и Жид, котораго называют собакой, неверным; котораго везде гонят, на котораго плюют, котораго презирают, разве не человек? Разве у него нет глаз, ушей, рук, ума, сердца, души? Разве он не может быть также благодарным? Разве от него нельзя принять помощи, которую он дает даром?.. Когда имеют нужду в Жиде, когда у него занимают денег, то ласкают его, называют честным Евреем, кормят, подчуют, сажают на первое место; а когда Еврей требует своего, - его ругают, толкают, не хотят говорить, бранят собакой, Жидом (Л. 19-19 об.). Важное место занимает в пьесе и сцена Исаака с Фрон де Бефом, когда Исаак узнает, что Ребекка находится в руках у Бриана: Исаак. Ах! Нещастная! - (бросаясь к ногам Фрондбефа) Возми все, что ты от меня требовал, возми в двое, возми в трое; возми все что я имею; пусти меня по миру, разрежь, убей меня; но возврати мою дочь, мою Ребекку!.. Если ты родился от матери, если ты что нибудь любишь, то защити нещастную сироту!.


Страница: 1  2  3  4  5  [ 6 ]  7  8  9  10  11  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz