Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "В сторону Онегина "
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9тей, вариаций и альтернатив. Все это еще больше усложняется и истончаетсяот многократных интерпретаций одних и тех же мест, даже тавтологических выводов,отчего "Онегин" в наше время приобретает особую готовность к таким прочтениям,которые совсем недавно казались бы своевольными и эксцентричными. Одно из такихпрочтений мы хотим прокомментировать.
В начале 1996 года в "Вестнике Московского университета" появилась статьяКэрол Эмерсон "Татьяна" . Пушкинская героиняподвергается в ней радикальной переинтерпретации. Кульминацией статьи являетсягипотеза, согласно которой последнее свидание героев происходит в воображенииОнегина. Читатели романа не смогут остаться равнодушными к новому прочтению,так как оно меняет всю картину событий и привычные оценки. Татьяна лишаетсясвоей "коронной лекции", и теперь Онегина казнит его собственная совесть.
Пафос Эмерсон заключается в отрицательном отношении к какому бы то ни былопревосходству Татьяны над Онегиным. Ее раздражает "неиссякаемый список добродетелей"героини, она не согласна с Достоевским, который "возвысил Татьянину судьбу доагиографического уровня, ...возводя ее супружескую верность в масштабы космические"...Эмерсон "озадачена принижением Онегина, которое обычно сопровождается восторженнымотношением к Татьяне", после чего полемически заявляет: "...обаяние, притягательностьи духовный рост я осмеливаюсь связывать с личностью Онегина, а не Татьяны" .
Однако Татьяна не только не умаляется, но, наоборот, возвышается, потому чтоей в новой интерпретации отводится роль Музы, поэтического вдохновения для Автораи героя, самой эстетики. В итоге "в отличие от абстрактности и "стихотворности"Татьяны Онегин - динамическая и романная фигура, герой "свободного романа",на котором должна лежать ответственность за поведение во времени".
Трудно изложить интереснейший и увлекательный ход мысли Эмерсон и ее доводы.Но хотелось бы заметить, что "сон воображенья" Онегина возник не случайно. Какизвестно, сон Татьяны привлекал и привлекает исследователей: Р. Мэтлоу, В. Несауле,Р. Грэгг, Р. Пиччио, М. Кац, В. Маркович, Т. Николаева, Сендерович и мн. др.Однако за последнее время вырастает чувство сновидности VIII главы, что, по-видимому,повлияло на Эмерсон. К тому же, надо думать, есть еще один источник, явно илинеявно спровоцировавший сценарий Эмерсон. Это "Лолита", точнее, интерпретация"Лолиты". Александру Долинину удалось расшифровать двойную природу текста. Онзаметил, что в момент получения Гумбертом письма от Лолиты происходит незаметноепереключение повествования в иную жанровую форму. После рассказа о греховномвлечении к "нимфетке" Гумберт досочиняет конец истории, не маркируя границымежду "исповедью" и "романом". У героя Набокова отмечен "выдал за пределы собственного"я", скачок от эгоизма к любви". То же самое Эмерсон находит у Онегина, и егоописание воображаемого визита к Татьяне сопровождается отсылками к комментариюНабокова о пушкинском романе.
Страница: 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9