Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "В сторону Онегина "
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9роев как живых людей, задали в сдвоенной парадигмеоценок "Онегина" социально-исторический и историософский сегменты, до сих порнаправляющие восприятие романа.
Стремление идентифицировать поэтических персонажей "Онегина" с живыми людьмиестественно для исследователя и почти неизбежно для читателя. Тем не менее,нельзя забывать, что персонажи не только живые индивидуальности, но и принципы,начала, символы, ощущаемые как большие обобщения. Белинский и Достоевский обэтом, конечно, знали, но в XIX веке придерживались своей методологии. В то жевремя их подходы к "Онегину" сильно различаются, о чем мы не всегда помним.Белинский обсуждает роман, Достоевский витийствует по его поводу. Принято думать,например, что они оба ставят Татьяну высоко над Онегиным, на самом деле этаоценка исключительно принадлежит Достоевскому, а Белинский рассматривает героевкак равнодостойных, отдавая предпочтение, скорее, Онегину, чем Татьяне. Длятого, чтобы это увидеть, надо выписать одну за другой оценочные формулировкипо поводу героев сначала из восьмой, а потом из девятой статьи о Пушкине. Тогдавыяснится, что оценки Онегина все время остаются более или менее уравновешенными,даже слегка возрастая к концу. Что же касается Татьяны, то в ее оценках, сначалавозвышенно-поэтических, возникает далее заметное снижение, которое завершаетсянелестным для нее сравнением с Верой из "Героя нашего времени". Сама поэтикакритической статьи Белинского проявляет эту снижающую тенденцию в малозаметныхстилистических сдвигах. Проследим за перемещением эпитета "дикая", усвоенного,конечно, из пушкинского текста:
Татьяна - это редкий прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикойскалы.
Дикое растение, вполне предоставленное самому себе.
"Онегин" весь неразгаданная тайна для ее неразвитого ума, весь обольщениедля ее дикой фантазии.
У Достоевского нет ничего похожего на это. Исходя из своих провиденциальныхинтенций, он говорит о Татьяне как об укорененной в народной почве и моральноподнятой над опустошенным Онегиным. Для этого он произвольно объясняет состоянияи поступки героев, взятые поверх и помимо текста. Он вводит категорию положительногои отрицательного героя, не совместимые с творческими принципами пушкинскогоромана в стихах. "Онегин" используется им как инструмент для проведения предвзятыхидей, что в конце концов уменьшает смысловую слитность текста. Адаптация романак вкусам массового читателя, конечно, сыграла свою роль в его возрастающем внедрениив национальное сознание - это, вероятно, правило функционирования классическоготекста в культуре, - но в деле интерпретирования надо различать поэтическоесозерцание и дискурсивные построения от визионерских взываний. Не умаляя значениягениальной речи Достоевского, нельзя согласиться с радикальными высказываниямиего современных последователей, утверждающих, что "Татьяна призвана очиститьрусскую землю от Онегиных".
Поэтика "Онегина" погружает нас в новое измерение.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9