Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "В сторону Онегина "
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9ия. Дело в том, что Гуковскийосуществил переворот в оценке героев романа, поменяв их места, установленныесхемой Достоевского (приписанной Белинскому). Гуковский эффектно возвел Онегинав декабристы, и Татьяна вынуждена была уступить ему превосходительную позицию.Академическая дискуссия в Институте мировой литературы, собравшая маститых пушкинистов,в конце концов оставила за Онегиным название "лишнего человека". Тут все и кончилось,и далее этот аспект больше никого не интересовал. На авансцену уже вышли другиечитатели "Онегина".
Сначала была Ирина Семенко, опубликовавшая с 1957-го по 1960-й год 2–3 статьиоб авторе и герое романа. В статье "Эволюция Онегина" (1960) она написала: "Вто время быть лишним значило быть лучшим" .Тут же следом появилась первая онегинская статья Юрия Лотмана "Об эволюции построенияхарактеров в "Евгении Онегине", где уже предчувствовалась будущая концепцияученого. Но, пожалуй, наиболее значительной оказалась работа Л.Н. Штильмана,прочитанная на IV Конгрессе славистов (1958): Проблема литературных жанров итрадиций в "Евгении Онегине", предвосхитившая дальнейшие пути изучения романау нас и за рубежом.
Добавим, что и в период официозной пушкинистики появлялись единичные работыв духе морфологической школы. Назовем здесь ценную статью Григория Винокура"Слово и стих в "Евгении Онегине" , появившуюсяв 1941 г. в сборнике, где рядом с нею находилась основополагающая статья Г.Н.Поспелова "Евгений Онегин" как реалистический роман". Г. Винокур одним из первыхнаписал о "многообразной дифференциации... повествовательного "Я" в романе Пушкина",о читателе, являющемся "предметом изображения", о главах и строфах как структурныхединицах, короче о том, что вошло в науку об "Онегине" лишь спустя четвертьвека, к середине 60-х годов.
Ретроспективный взгляд обнаруживает в этом отрезке быстрое изменение Духавремени в США и Западной Европе, которое исподволь проявляется и в России. Взрыв" радиального" прочтения " Онегина" и растущий интерес к нему в культурном миреможно оценить как один из симптомов общего сдвига. Наряду с возвращением книгМ. Бахтина, Выготского, Ю. Тынянова выходят, начиная в основном с 1966 года,работы об " Онегине" В. Виноградова, А. Чичерина, Ю. Лотмана, С. Бочарова, В.Марковича, Д. Бейли, Р. Фриборна, С. Митчела, Р. Грегга, У. Тодда, А. Бриггса,Л. Шеффлера, Д. Клейтона и мн. др. Чуть раньше появляется перевод и комментарийВ. Набокова и др. Большую роль для радиальных интерпретаций в дальнейшем сыгралистатьи Ю. Лотмана " Художественная структура " Евгения Онегина" (1966) и С.Бочарова " Форма плана" (1967), описавших роман в аспектах структуральной ифеноменологической поэтики, а позже и две их книги.
Автор статьи начал писать об " Онегине" в 1967 году. Первые работы (68-70гг.) касались состава и границ художественного текста романа, причем общая мысльсовпала с идеями Тынянова о том, что “Примечания” и “Отрывки из путешествияОнегина” являются полноправными компонентами поэтического текста.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9