Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "В сторону Онегина "
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9ской энциклопедии". Доклады о романезвучат на ежегодных "Болдинских чтениях", читались на трех международных пушкинскихконференциях за последние пять лет. Интерес к поэтике "Онегина" не иссякаетво многих странах по сей день. Пишут о сюжете (С. Бочаров), об авторе и нарративности(Т. Шоу, Д. Клейтон, С. Хёйзингтон, Э. Хаард и мн. др.), о структуре персонажей(А. Чудаков), о композиции (Л. Лейтон) и т.д. Всегда обсуждается календарь романа(А. Тархов, Ю. Лотман, В. Баевский, В. Кошелев). О замысле и тексте "Онегина"писал С. Фомичев, сравнил Онегина и Ставрогина Бочаров. Все еще в ходу эссеА. Синявского "Прогулки с Пушкиным".
Нельзя обойти талантливых и тенденциозных трактовок "Онегина" в многочисленныхработах и выступлениях Валентина Непомнящего, поворачивающих Пушкина в сторонудогматического православия. Татьяна у него, как у Достоевского и его продолжателей,навсегда поставлена в превосходительную позицию над Онегиным. В последней статье,которая называется "Удерживающий теперь" (Новый мир, 1996, № 5), Непомнящий,видящий в "Онегине", как и раньше, "русскую картину мира", обновляет пониманиеавтора (не "образа", а Пушкина), где процесс создания романа "служит еще и предметомнаблюдения со стороны автора, осознающего себя словно бы не вполне, не абсолютнымавтором - скорее героем выплескивающегося в жизнь романа, выполняющим функциюавтора. Иначе говоря, процесс строительства произведения - и одновременно себясамого - наблюдается... как бы извне, в перспективе некой сверххудожественнойцели". И далее в той же риторико-суггестивной манере, напоминающей книгу А.Позова "Метафизика Пушкина" (Мадрид, 1967), где "Татьяна привела афея Пушкинак Богу навсегда и примирила его с миром и внушила ему христианскую, истину отречения".В западной пушкинистике герои "Онегина" рассматриваются более спокойно (А. Бриггс,У. Тодд, М. Кац, Л. О’Белл, Дж. Келли, Д. Клейтон, Т. Литтл и др.).
Внимание исследователей привлекают отдельные компоненты романа, интерпретациикоторых часто распространяются на целое. Подобием рекордной высоты здесь является"Сон Татьяны". О нем писали за последние десятилетия В. Несауле, Р. Грэгг, В.Маркович, Р. Пиччио, М. Кац, С. Сендерович, Т. Николаева, автор доклада и др.Мотив сна вообще возрастает в ранге, окутывая роман как бы облаком. Ему посвященыдве работы, появившиеся в Новосибирске.
"Евгений Онегин" как поэтическая структура высочайшего ранга тяготеет к свернутости,закрытости и самотождественности, но она же способна разворачиваться в новоесемантическое пространство, которое постоянно возрастает, выходя из себя самогои насыщаясь смыслами более и более. Единораздельность "Онегина", то есть сохранениецелого при принципиальном господстве откровенных противоречий и клубящихся инверсий,приводит к тому, что на любом его порядке возникает парадоксальная игра семантическихвозможностей, вариаций и альтернатив.
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9