"Шекспир"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15
какие актерские амплуа рассчитаны роли в хрониках,
трагедиях и комедиях Шекспира.
Премьером труппы был Ричард Бербедж (1568-1619). Для него были написаны
роли Ричарда III, Ромео, Брута, Гамлета, Отелло, Макбета, Лира, Кориолана,
Антония, Просперо. Но в составе труппы имелись актеры на вторые по значению
роли. Так, во второй половине 1590-х гг. Шекспир писал роли для актера,
обладавшего горячим и бурным темпераментом. Он играл забияку Тибальта в
\"Ромео и Джульетте\" и пылкого, воинственного Гарри Перси, прозванного
Горячей Шпорой. Совершенно очевидно, что труппа имела великолепного комика,
толстого и немолодого актера, который так блеснул в роли Фальстафа в первой
части \"Генри IV\", что Шекспир написал для него продолжение - вторую часть
\"Генри IV\" и \"Виндзорских насмешниц\".
Актрис в ту пору еще не было, и женские роли исполняли мальчики,
специально обученные взрослыми актерами, в семьях которых они жили. Судя по
количеству женских ролей в пьесах Шекспира, можно определить, сколько
актеров-мальчиков было в труппе в тот или иной период. В 1590-е гг., когда
Шекспир создал свои жизнерадостные комедии, в труппе было до четырех
мальчиков, три во всяком случае. В \"Сне в летнюю ночь\" четыре женские роли -
Ипполита, Титания, Гермия, Елена. Впрочем, две роли - Ипполиты и Титании -
мог играть один и тот же мальчик, ибо эти два персонажа не встречаются
вместе. В \"Много шума из ничего\", \"Как вам это понравится\".
\"Двенадцатой ночи\" три женские роли. В начале XVII в. мальчиков-актеров
в труппе стало меньше. В \"Гамлете\", \"Юлии Цезаре\", \"Троиле и Крессиде\" - по
две женские роли. Такие факты не случайны. Шекспир всегда приспосабливал
свои пьесы к особенностям актеров труппы, использовал их физические и
голосовые данные.
Бросив взгляд на список действующих лиц любой пьесы Шекспира, нетрудно
увидеть, что число их доходит до тридцати, а то и больше. Между тем в труппе
обычно было не больше восьми основных актеров (пайщиков) и восемь - десять
актеров, нанятых на второстепенные роли. Установлено, что актеры, работавшие
в труппе по найму, обычно исполняли не меньше двух ролей - одну в начале
пьесы, другую во второй ее половине.
Актеры более позднего времени, игравшие роли шекспировских героев,
сделали любопытное открытие. Оказалось, что Шекспир учитывал физические
возможности актера и на протяжении пьесы создавал для него паузы, когда он
не участвовал в действии и мог отдохнуть за кулисами, готовясь для следующей
сцены, требовавшей большого напряжения сил. Особенно это заметно между
третьим и пятым актами пьесы; в четвертых актах трагедий исполнитель главной
роли в некоторых сценах совсем не появляется перед зрителями. Какому графу,
якобы писавшему пьесы, могли прийти в голову такие расчеты? Только
драматург, бывший одновременно актером, мог учитывать все детали,
необходимые для успешного исполнения пьесы на сцене.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15