"Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ]
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Поэзия третьей группы образов дает широкую гамму оттенков — от идеала частной жизни частного человека до гордой независимости и величия личности. Этой поэзией напоен так называемый \"каменноостровс-кий цикл\" — заключительный цикл пушкинской лирики, не случайно увенчанный \"Памятником\".
Образы стихии могут ассоциироваться и с природно-космическими силами, и со взрывами народного гнева, и с потусторонними силами в жизни и истории (\"Пиковая дама\", \"Золотой петушок\"). Статуя — прежде всего \"кумир\", земной бог, воплощение власти. Но она же, сливаясь с образом, Города, может концентрировать в себе идеи цивилизации, прогресса, даже исторического Гения. Бегущий народ ассоциируется с понятием жертвы и беззащитности.
Особое место у позднего Пушкина занимают образы Дома и Кладбища. Дом — сфера жизни, пространство Личности. Но он может двоиться в образах \"домишки ветхого\" и дворца. Оклеенная золотыми обоями изба Пугачева парадоксально соединяет два его облика. \"Кладбище родовое\" — \"животворящая святыня\", естественно связана с Домом. Ему противостоит \"публичное кладбище\", где уродливо сконцентрированы жалкие статуи — \"дешевого резца нелепые затеи\".
Создаваемые Пушкиным сюжеты состоят в нарушении соотношения образов. Так, стихия вырывается из плена, статуи приходят в движение, униженный вступает в борьбу, неподвижное начинает двигаться, движущееся каменеет.
За всеми столкновениями и сюжетными конфликтами этих образов для Пушкина 1830-х годов стоит еще более глубокое философское противопоставление Жизни и Смерти. Все меняющееся, способное \"мыслить и страдать\" принадлежит Жизни; все неподвижное и застывшее — Смерти. И человеческая, и космическая жизнь — постоянное рождение, оживление, одухотворение или окаменение, механическое мертвое движение, безумное повторение одного и того же цикла.
Все, от \"маленьких трагедий\" до \'Пиковой дамы\", организовано этим конфликтом живого и мертвого. Показывая страшную силу смерти, способной превратить жизнь в псевдожизнь, Пушкин все же полон веры в торжество Жизни, высшим проявлением которой является Творчество.
Мировое значение Александра Сергеевича Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова. Он создал литературу, которая сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ]