"Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10
ду сторонниками Карамзина и приверженцами ШицАова. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина. Но одновременно некоторые позиции молодого Пушкина несовместим с поэтикой карамзинистов. В творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме. \"Монах\" (1813), \"Бова\" (1814), \"Тень Баркова\" и \"Тень Фонвизина\" (1815) связаны с сатирической традицией XVIII в. и противоречат сентиментализму карамзинистов. В лирике можно отметить влияние Державина и Дениса Давыдова.
Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости поэта. Однако ученический период был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро поэт достиг совершенства зрелых мастеров. Так, в элегиях и романсах (например, \"Желание\" или \"Певец\") Пушкин выступает как зрелый соперник Жуковского, а в дружеском послании \"Городок\" он равняется с Батюшковым.
Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Его политическая лирика становится выразительницей идей \"Союза благоденствия\". Под непосредственным влиянием Н. Тургенева создаются программные стихотворения: ода \"Вольность\" и \"Деревня\", которые широко расходятся в рукописных копиях. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметны новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде \"Вольность\" решить задачу создания актуальной политической лирики, Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение.
Интересны попытки использовать “малые жанры” и на их основе создать гражданскую поэзию. Пушкин соединяет высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом (\"Плюсковой\", \"Краев чужих неопытный любитель\") и дружеским посланием. Особенно интересно в этом отношении послание \"К Чаадаеву\".
Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы унылой элегии. Жанр этот не встречал сочувствия в кругу декабристов. Строки: \"Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман\" воспринимались как жалоба на \"преждевременную старость души\", разочарование в \"юных забавах\". Достаточно сопоставить с ними элегию Пушкина \"Я пережил свои желанья, /Я разлюбил свои мечты\", чтобы увидеть родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко все меняет. Не случайно она начинается с энергического \"но\".
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10