Пушкин "Руслан и Людмила" - сочинение "Жанровое разнообразие поэмы"
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно
много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-
драматическая и др.
Существует много различных мнений критиков насчет жанровой принадлежности «Руслана и Людмилы».
Критик Е. А. Маймин писал, что «по своему жанру «Руслан и Людмила» — шуточная и ироническая поэма-
сказка». «В литературе о Пушкине, — считает Б. Бурсов, — достаточно выяснен вопрос о том, что в «Руслане и
Людмиле», по своему жанру близкой одновременно и сказке, и исторической поэме, явно преобладает
исторический интерес над сказочным…».
На мой взгляд, «Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки
пересекаются с реальными историческими событиями.
Сюжет поэмы — сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем, печальное — не печально, а
страшное — не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.
Похищение невесты, ее поиски, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве,
совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже на сказку. Но по ходу
повествования, внутри сюжета, происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного,
фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей
Черномор — немощным стариком.
Торжество правды над коварством, злобой и насилием — вот содержание поэмы. «Руслан и Людмила» —
только сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой
развязкой.
Картины боевые чередуются с мирными, веселые и смешные с мрачными и страшными. Сочетание их
приобретает иногда резко контрастный характер. В поэмах Пушкина действует тот же закон контрастов, что и в
его лирике. Вот нежная, трепетная сцена брачной ночи. Стих льется плавно и певуче:
Вы слышите ль влюбленный шепот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?..
(Песнь первая)
И вдруг резкий переход к страшному и таинственному. Внезапность события подчеркивается переносами
и темпом стиха; идут быстрые, обрывистые фразы:
... Супруг
Восторги чувствует заране;
вот они настали...
Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
(Там же)
Или:
В то время доблестный Фарлаф,
Все утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных,
Обедал в мирной тишине.
Как вдруг он видит: кто-то в поле,
Как буря, мчится на коне;
И, времени не тратя боле,
Фарлаф, покинув свой обед,
Копье, кольчугу, шлем, перчатки,
Вскочил в седло и без оглядки
Летит — а тот за ним вослед.
(Песнь вторая)
К чертам исторической поэмы относятся имена, которые восходят к «Истории государства Российского»
Карамзина (Рогдай, Фарлаф), и описание реальных исторических событий.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6