Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Жанровое разнообразие поэмы"

Пушкин "Руслан и Людмила" - сочинение "Жанровое разнообразие поэмы"

Страница: 1  2  3  [ 4 ]  5  6  

:
И вдруг минутную супругу
Навек утратить... О друзья,
Конечно, лучше б умер я!..
(Песнь первая)
Авторские отступления — то лирические, то иронические, контрастирующие с нею, — придают рассказу
личный тон. Автор все время подчеркивает свою роль рассказчика. Он играет с читателем и дразнит его
любопытство, прерывая повествование на самом интересном месте — как, например, во второй песне, в
момент, когда Рогдай настигает Руслана:
Руслан вспылал, вздрогнул от гнева;
Он узнает сей буйный глас...
И вдруг:
Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час...
И в конце песни, после рассказа о Людмиле:
Но что-то добрый витязь наш?
Вы помните ль нежданну встречу?..
Важно отметить произведенную Пушкиным реформу стиха. Он закрепил за поэмой лирический
четырехстопный ямб. Пушкин придал ему свободное лирическое движение, не стесненное правильным
чередованием рифм. Он употребляет в «Руслане и Людмиле» тройные и четверные рифмы:
Трепеща, хладною рукой
Он воплощает мрак немой...
О, горе: нет подруги милой
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.
(Песнь первая)
Одна гуляет по садам,
О друге мыслит и вздыхает,
Иль, волю дав своим мечтам,
К родимым киевским местам
В забвеньи сердца улетает;
Отца и братьев обнимает...
(Песнь четвертая)
Этот четырехстопный ямб и давал возможность свободного передвижения интонаций — от шутки и иронии
к мягкому, певучему лиризму и героическому пафосу, от литературной полемики к картинам волшебной старины.
«Руслан» писался три года, и естественно, что каждая песня была шагом вперед, имела собственный
характер. Поэт рос вместе со своим произведением. Он начинал поэму в духе «веселых снов» и «сердечных
вдохновений» юношеской своей лирики, но к концу в ней зазвучали иные, более серьезные ноты. В эпоху
создания поэмы чрезвычайно расширился круг исторических представлений Пушкина.
«Эпос окончательно торжествует над иронией и субъективной лирикой, — считал А. Слонимский, —
история над сказкой.
В связи с этим меняется стиль и манера повествования. Стих крепнет, становится более строгим и
мужественным. Лица и события изображаются конкретнее. В первых песнях было много условного,
традиционного. Что характерного, например, для поведения Людмилы во второй песне?
Она подходит — и в слезах
На воды шумные взглянула,
Ударила, рыдая, в грудь...
Это традиционный жест отчаяния вообще, не имеющий индивидуальных признаков.
Меланхолические размышления Руслана на поле битвы (в третьей песне) напоминают сентиментально-
медитативную элегию карамзинского типа».
Речь Руслана спускается иногда до простой разговорной речи, но такая речь в устах древнего витязя
становится мало достоверной, слишком утонченной:
Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою.
И сон не в сон, как тошно жить.
Позволь мне сердце освежить
Твоей беседою святою...
(Песнь первая)
Эти «что-то», «болен я душою», «тошно» звучат слишком изнеженно.


Страница: 1  2  3  [ 4 ]  5  6  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz