Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Жанровое разнообразие поэмы"

Пушкин "Руслан и Людмила" - сочинение "Жанровое разнообразие поэмы"

Страница: 1  2  3  4  [ 5 ]  6  

слишком изнеженно.
В шестой песне «Руслана и Людмилы» нет подобных промахов. Здесь чувствуются уже реалистические
тенденции. Жесты и поведение действующих лиц более характерны для данного лица и данной ситуации.
Волнение старого князя при виде спящей Людмилы выражается иначе, чем волнение Руслана. Видно и то, что
это старик, и то, что он испуган и не знает, что делать:
В лице печальном изменись,
Встает со стула старый князь,
Спешит тяжелыми шагами...
И старец беспокойный взгляд
Вперил на витязя в молчаньи...
Другого рода поведение Руслана: у него волшебное кольцо, и он действует быстро и энергично, даже не
обращая внимания на Фарлафа, бросившегося к его ногам:
Но, помня тайный дар кольца,
Руслан летит к Людмиле спящей,
Ее спокойного лица
Касается рукой, дрожащей...
Только эта «дрожащая рука» и выдает волнение Руслана.
Вот как отзывался А. Слонимский о шестой песне: «Действующие лица не слиты здесь в одну кучу, а
обособлены друг от друга: у каждого своя позиция. Сцена выиграла в отношении краткости и стала
психологически и мимически глубже обоснованной».
Начало первой песни — сжатое, колоритное — обещало как будто поэму историческую:
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
Все дышало здесь степенной стариной: медленное круговое движение сосудов («не скоро...»), важная
осанка чашников, низкие их поклоны. Белинский предполагал даже, что первые семнадцать стихов были
поводом для «присочинения» к ним всей поэмы. Далее начиналась сказка, где отсутствовали реальные
исторические события, и действие происходило вне времени и пространства. В шестой песне мы снова
возвращаемся на землю. Руслан становится здесь реальнее и психологичнее.
«В творческой эволюции Пушкина значение последней песни «Руслана и Людмилы» огромно. Здесь
впервые у него выступает народ как действующая сила истории. Он показан в своих тревогах, надеждах,
борьбе и победе. В поэму вступает великая тема всенародной борьбы и славы, — писал Гроссман. — На
последнем этапе своих баснословных странствий герой становится освободителем Родины. Весь израненный в
бою, он держит в деснице победный меч, избавивший великое княжество от порабощения. Волшебная сказка
приобретает историческую перспективу. «Преданья старины глубокой» перекликаются с современностью:
сквозь яркую картину изгнания печенегов звучит тема избавления России от иноземного нашествия в 1812
году». Заключительный фрагмент в определенной мере расходится по стилю с духом поэмы, которую призван
завершить.
Сохраняя традицию волшебно-рыцарского романа, А. С. Пушкин к концу поэмы по-новому сочетает
фантастические элементы старославянской сказки с драматическими фактами древнерусской истории,
свободно смешивая жанры. Он создал произведение, которое до настоящего времени вызывает
неподдельный интерес у многих поколений читателей.


Страница: 1  2  3  4  [ 5 ]  6  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz