Бунин "Жизнь Арсеньева" - сочинение "Автор и герой в автобиографических романах И. Бунина "Жизнь Арсеньева" И М. Осоргина "Времена" "
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6"Жизнь Арсеньева" (1930-1939, 1952) И.А.Бунина и "Времена" (1938, 1955) М.А.Осоргина - по праву считающиеся одними из вершинных творений в литературе русского Зарубежья, этапные, во многом итоговые для обоих писателей произведения - не принадлежат к числу "забытых" и малоисследованных художественных феноменов, а, напротив, уже длительное время привлекают к себе самое пристальное внимание многих литературоведов.
Однако правомерным, думается, было бы обращение к этим романам, одножанровым и тематически близким, с точки зрения анализа авторского сознания, его особенностей, специфики его проявления, поскольку, с одной стороны, всеми исследователями признается предельная активизация авторской личности в прозе И.Бунина и М.Осоргина, с другой - эта проблема не становилась предметом специального рассмотрения в сопоставительнотипологическом пла-не. В литературоведении традиционно понимают под "автором" носителя определенного взгляда на действительность, выражением которого является все произведение, из чего следует вывод, что присутствие автора в тексте не прямое, а опосредовано его субъектными и внесубъектными формами. По Б.О.Корману, предложившему поэтапную методику изучения авторского сознания, "субъектная организация произведения есть соотнесенность всех отрывков текста… с используемыми в нем субъектами" . В романах "Жизнь Арсеньева" и "Времена" авторское сознание в своих субъектных формах воплощается на двух различных уровнях: 1) на уровне рассказчика Алексея Арсеньева и персонифицированного, но не названного (подразумеваемого alter ego самого Михаила Осоргина) рассказчика "Времен", вспоминающих о событиях, участниками которых они были; 2) на уровне "автора бытийно-философского типа" (термин А.Ю.Большаковой), осмысляющего конкретные реалии жизненного пути с некоей абсолютной высоты, благодаря чему жизнь отдельного человека получает философское измерение.
Рассказчик, в свою очередь, представлен как 1) автобиографический герой и лирический герой; 2) субъект лирических переживаний и субъект повествования; 3) объект собственного восприятия и воображения, объект авторской рефлексии. В рамках предлагаемой статьи рассматриваются две субъектные формы авторского самовыражения: автобиографический и лирический герой. Традиционно образ рассказчика вводится в повествование для создания самостоятельной, отдельной от автора позиции героя, для дистанцирования автора от героя. Но рассказчик может быть как четко отделен от образа автора, так и близок к нему, расширяясь почти до его пределов, являясь его творческим самовыражением, его alter ego. Именно последнее характерно для "Жизни Арсеньева" и "Времен", что позволяет говорить об авторе-рассказчике в романах, а сами книги считать автобиографическими. Но в акте творчества свое, сугубо личное претворяется во всеобщее, общечеловеческое. Автобиографический герой в такой же степени сотворен, как и любой другой образ, также является своего рода "творческим построением" (Л.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5 6